Кто заслуживает большего

Aug 12, 2020 15:20


Калифорнийский суд принял решение, обязывающее "Uber" и "Lyft" признать водителей наемными работниками. Как и ожидалось - аргументация этих компаний была очень слабой. "Юбер" пока надувает щёки и обещает подать на апелляцию. Тоже ожидаемо: юридический департамент компании (который она не торопится спихивать за пределы штата) получает хорошие зарплаты и будет доказывать свою нужность путем имитации бурной деятельности. Впрочем, как бы ни старались ребята в дорогих костюмах, шансов на пересмотр дела немного.



Если в легальном поле "Юберу" и прочим компаниям гиг-экономики ловить нечего, то в области общественного мнения возможностей больше. Здесь прокатывали и не такие дикие штуки. Бумага всё стерпит - и вот гендиректор "Юбера" Дара Хосровшахи публикует лицемернейшую колонку в "Нью Йорк Таймс".

"Работники гиг-экономики заслуживают большего" - прямо с заголовка Хосровшахи пытается примерить на себя образ радетеля за интересы своих "независимых подрядчиков"-водителей. Что мешает Хосровшахи давать этим работникам больше уже сейчас? Нынешняя система трудового законодательства плохая, оправдывается гендиректор. Либо ты даешь работнику социальные гарантии и права, оплачиваемый отпуск и переработку, страхуешь его здоровье и софинансируешь пенсию - либо не даешь ему ничего. И поскольку Хосровшахи уверен, что работники "заслуживают большего", он выбирает второй вариант.


Логично? Нет. Но Хосровшахи это не смущает. Он хочет, чтобы был "третий путь" - тот, который позволил бы ему самому, руководителю крупной корпорации, определять, каких достижений социальной защиты работники достойны, а какие слишком сильно бьют по корпоративным финансам.



Примечательна даже не сама идея, а то, что именно Хосровшахи считает "достойным" для водителей. Социальную защиту и гарантированные трудовые права водители не заслужили. Хосровшахи хочет отделаться лишь дополнительной денежной подачкой. И её размер подчеркивают всю лицемерность призывов главы "Юбера". Водитель, работающий полную рабочую неделю в довольно обеспеченном штате Колорадо, за год получит только 1350 долларов.

Как в анекдоте: "... и ни в чем себе не отказывай". Причем этот водитель за год принесет "Юберу" в 10 раз больше комиссии: 13-14 тысяч долларов. Разумеется, юридическому департаменту и высшему менеджменту "Юбера" эти деньги нужнее. В прошлом году Дара Хосровшахи получил от компании 42 миллиона долларов. Вот кто на самом деле заслуживает большего...

Тут проблема даже не только и не столько с социальными гарантиями. Если "Юбер" так заботится о водителях, почему они зарабатывают на поездках сущие копейки? Затраты "Юбера" на водителей в 2,7 раза ниже, чем в среднем по экономике. Их доход - среди 10% самых низкооплачиваемых рабочих мест в США. Ниже просто некуда.

И человек, устанавливающий такие условия работы, рассуждает о справедливости трудового законодательства, о том, что работникам "не нужны" социальные меры поддержки. Рассуждает о том, что гиг-экономика - это хорошая модель, что ее нужно защищать.

Браво, Дара. Снимаю шляпу. Пора ставить вопрос перед советом директоров о повышении бонусов такому талантливому публицисту...

_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

рынок труда, транспорт, США, ТНК, социодинамика, бизнес

Previous post Next post
Up