Поколение "Z" против знатоков

Jun 15, 2020 17:15

Сетевому изданию ”The Intercept” удалось раздобыть очень любопытный документ. Даже не документ, а небольшой отрывок - но он позволяет мельком увидеть часть работы аналитиков разведывательных ведомств, которая обычно прячется подальше от публики. Речь пойдёт о военных играх и об одном специфическом сценарии, для которого можно найти параллели в нынешних американских беспорядках.

Но зайти стоит издалека. Количество разведывательных служб в распоряжении правительства США очень велико - обычно насчитывают 16-17 самостоятельных ведомств. В том числе самостоятельные компетенции имеет и Армия США. Подготовкой кадров высшего командного состава здесь занимается Военный колледж Армии США (USAWC).

С 1983 года Военный колледж организует спецкурс «Совместная сухопутная, воздушная и морская стратегическая программа» («Joint Land, Air and Sea Strategic Special Program», JLASS). Программа, как следует из названия, рассчитана в том числе и на командный состав из других оборонных ведомств. Цель курса могла немного поменяться за прошедшие годы, но в данный момент он призван развить «стратегическое мышление и лидерство в многогранном окружении - нашем мире в следующем десятилетии и далее».



Одно из занятий курса. Во главе стола - начальник Военного колледжа, генерал-майор Дж. Кем
Участники должны научиться «разрабатывать и применять свои собственные региональные стратегии против реальных проблем. Включающих военную агрессию со стороны отдельного государства, кибератаки, спонсируемые негосударственными агентами, распространение оружия массового поражения и гуманитарные катастрофы». Курс учит «навыкам планирования кампаний, а также навыкам и пониманию, необходимому для обстоятельного планирования в области дипломатического, информационного, военного и экономического элементов национальной мощи».

Иными словами, спецкурс учит стратегии гибридной войны. Более того, согласно директору Института военных игр ВВС США полковнику М. Пауэллу, «JLASS - единственная крупная образовательная программа военных игр, которая интегрирует стратегическое принятие решений, военно-политическую теорию и международное участие для всех военных командных колледжей». То есть это один из самых сильных курсов такой тематики, с сильнейшими преподавателями и практической нацеленностью на проблемы, которые могут проявить себя только через много лет. Вопреки известной поговорке, этот курс готовит генералов не к прошедшей войне - но к будущим вызовам.

И вот мы возвращаемся к документу, добытому ”The Intercept”. Отрывок описывает определенный сценарий, подготовленный организаторами курса в 2018, который предстояло «отработать» обучающимся. К чему именно их хотели подготовить наставники?

Название сценария - ”Zbellion”. Оно происходит от слияния термина ”поколение Z” (родившиеся в 1997-2012 гг.) и ”rebellion” - “восстание”. Действие разворачивается в середине 2020-ых. Старшим представителям поколения Z к тому времени будет под тридцать.



На взгляды этого поколения оказали влияние атака нью-йоркских небоскребов в 2001 и «великая рецессия», начавшаяся в 2008, результатом чего стало преобладающее чувство неустроенности и неуверенности. Сейчас мы можем добавить к этому еще и «коронавирусную рецессию», которая сулит мрачные перспективы Z-выпускникам вузов в ближайшие годы.

Многие из этого поколения окажутся обременены чрезмерным долгом по образовательным кредитам. Разработчики сценария еще в 2018 писали, что далеко не все смогут устроиться на хорошие места по специальности - сейчас же, с поразившим рынок труда жестоким кризисом, такую «путевку в жизнь» и вовсе получат немногие.

Поколение Z меньше всего верит в то, что называют «американской мечтой». И в то же время они верят, что «система не оставляет им никаких шансов на успех». Они видят себя проводникам идей социальных изменений и хотят «двигать мир вперед». Они отвергают показную сторону общества потребления.



И вот в начале 2025 в даркнете появляется группа, называющаяся ”Zbellion”. Играя на страхах и неуверенности поколения Z, она призывает к глобальной кампании по обличению несправедливости и коррупции, и поддержке различных «обиженных» сообществ. Группа объявляет врагами корпорации, финансовые учреждения, а также политические и некоммерческие организации, поддерживающие «истеблишмент». Популярность ”Zbellion” очень быстро растет.

Группа публикует в даркнете списки потенциальных целей для кибератак, их данные для поиска уязвимостей, и выкладывает необходимые инструменты для кибермошенничества. Саму «грязную работу» делают активисты. Украденные деньги отмываются через биткойн, затем перераспределяются между членами группы либо идут на продвижение, орграсходы и доработку вредоносного софта.

Руководство ”Zbellion” декларирует, что киберпреступления совершаются «ради справедливости». Что полиция не в состоянии вычислить участников. Само движение организовано по сетевому принципу. Кто принимает решения о потенциальных целях и потенциальных выгодоприобретателях - достоверно неизвестно. Активность группы быстро выплескивается за пределы США и проникает почти во все страны мира.



Вот и всё, что мы можем узнать из опубликованного отрывка. Как подошли к описанной проблеме участники курса, насколько эффективными оказались их стратегии и какие выводы сделали на основе военной игры аналитики - еще долго останется тайной.

Но факт остаётся фактом: беспорядки, вспыхнувшие в Америке в конце мая, не стали неожиданностью для силовых ведомств страны. Слишком точно описана демография протестного движения, её «болевые точки» и поддерживаемые лозунги, сетевой характер и потенциал поддержки.

Да, совпадение не идеальное: «выстрелило» раньше 2025, и даркнет не при делах - нынешние «протестующие» предпочитают мародёрство, а не кибератаки. Но это нюансы отдельно взятого гипотетического сценария. Основные моменты схвачены верно. А значит, мы можем быть уверены, что у компетентных органов были и другие, более близкие сценарии: созданные не для учебного курса, но для ответа на реальную угрозу. Гораздо более тщательно и глубоко проработанные аналитиками и экспертами, с оформленными выводами и рекомендациями.



И об одной детали, на которую обратил внимание «Форбс»: использование группировкой ”Zbellion” биткойнов. Маловероятно, чтобы в тексте сценария схематичное описание финансовых потоков
группы появилось случайно. Скорее всего, один или несколько разработчиков сценария были хорошо осведомлены о существующих и потенциальных схемах финансового обеспечения подобных организаций. И они хотели посмотреть, уделят ли этому внимание их подопечные в своих стратегиях. Если да - то какие меры противодействия они придумают.

Я подробно писал о финансовых рычагах в гражданских конфликтах еще в 2015. Тема остается более чем актуальной. Приведем слова эксперта Натаниэля Уиттмора: «Один из важнейших инструментов в арсенале авторитарных правительств - возможность заморозить финансирование легитимной политической оппозиции». Добавим, что подобной возможностью вполне могут воспользоваться и демократии - о чем чуть ниже. Уиттмор рассматривает криптовалюту как спасительную альтернативу: «Отделяя денежную инфраструктуру от инфраструктуры власти, биткойн сильно затрудняет этот способ политически мотивированных конфискаций».

От теории - к практике. 1 июня конгрессмен Мэтт Гейтц написал в Твиттере, что, раз уж Америка замораживает деньги террористов с Ближнего Востока - то тем более такие меры нужны для защиты американских жизней и частной собственности, намекая на ущерб от погромов и грабежей. Хоть и Гейтц и «трампист», но он вполне однозначно является представителем института американской демократии.

Хотя высказывание получило довольно широкий резонанс и стало своего рода «пробным шаром», твит - это всего лишь твит. Но вот последовательная политика демократических центробанков и финансовых регуляторов в отношении криптовалют - гораздо более весомое обстоятельство. А
политику они проводят очень жёсткую, как на уровне деклараций, так и на уровне конкретных действий.

История с ICO “Gram”, преследование “Kik” - всё это часть общего курса на уничтожение конкуренции существующей монетарной системе. Даже «Либру», готовую прогибаться перед властями сколь угодно глубоко, регуляторы зарубили на корню.

Казалось бы, спецслужбы и финансовые власти - это два разных мира. Их руководство действительно очень редко «пересекается» - не говоря уже о координации стратегий и тем более совместной их разработке. Тем не менее, направление мыслей у этих двух «миров» очень четко совпадает. И если вдруг сценарий ”Zbellion” в части криптофинансирования начнет воплощаться в реальности - у властей уже будут готовы необходимые контрмеры.

Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!

США, вежливыелюди, социодинамика, прогнозирование, финансы

Previous post Next post
Up