Что случилось с глобализацией?

Jan 13, 2016 18:34

Она утонула.
Ладно, не совсем всё так плохо, она всего лишь применила экстренное торможение.

Впрочем, давайте по порядку.

Вначале познакомимся с недавней публикацией Джейн Халтмайер, экономиста, работающей в ФРС США. Статья называется «Замедление глобальной торговли».
Важнейший график из нее:


Нам стоит ориентироваться в первую очередь на красную линию, которая показывает отношение реальной мировой торговли товарами к реальному глобальному промышленному производству. «Реальных» - означает «в постоянных ценах».

Почему мы придаем меньшее значение отношению «торговля/ВВП» (синия линия)? Потому что в ВВП есть немалая доля услуг (около 2/3). Внешняя торговля услугами тоже существует - но далеко не всеми услугами можно торговать. По объективным техническим причинам. Кроме того, учитывать торговлю услугами в статистике намного сложнее. Поэтому Халтмайер и ограничивается рассмотрением внешней торговли товарами.

Зеленая линия - это тоже торговля/ВВП, но уже в текущих ценах. А цены, как мы убедились на собственном опыте, могут меняться быстро и в ненужную сторону. Поэтому данный показатель - наименее полезный.

Итак, всё внимание - на красную линию. С 1980 по 2005 - в течение четверти века - торговля/промпроизводство показывает экспоненциальный рост. С 2005 по 2010 - скажем так, за минусом кризисного провала, рост линейный и не слишком высокий. А вот со второй половины 2010 г. - рост и вовсе сменяется стагнацией. Какой-то символический прирост, конечно, есть, но он никак не может быть сравним ни с периодом 1980-2005, ни даже с более скромным участком 2005-2010.

Фактические данные у г-жи Халтмайер ограничены 2 кв. 2015, но мы можем добавить оценочные значения для всего завершившегося 2015 года. ОЭСР ожидает по итогам 15 года реальный рост глобальной торговли +2,0%. HSBC, привлекающий к расчетам такие данные, как US Cass freight Index, RWI/ISL container trade index, трафик через Суэцкий канал и пр., оценивает рост торговли в 2015 величиной +1,0%. Рост глобального ВВП согласно ОЭСР - +2,9%; Всемирный Банк - +2,4%.

Таким образом, по итогам 2015 отношение «торговля/ВВП» может упасть где-то на 1 п.п. Аналитики HSBC утверждают, что это «не страшно» и проблемы имеют «циклический характер, а не структурный». Ну да, «циклические» проблемы в Китае, они сами в это верят?

Вернемся к рассматриваемой статье. Автор пытается оценить два фактора, которые могли повлиять на замедление мировой торговли. Первый - это развитие глобальных цепочек ценности (global value chains). Второй - доля инвестиций в ВВП.

Про глобальные цепочки ценности стоит рассказать подробнее, поскольку это понятие очень хорошо выражает саму суть процесса глобализации. А то у нас встречается какое-то суеверное и настороженное отношение к глобализации. Наверняка потому, что люди плохо представляют, что это такое. А ведь на самом деле она белая и пушистая!



Загадка: белая, пушистая, пугает леммингов хомячков. Ответ: полярная лиса глобализация.

Глобальная цепочка ценности - это когда люди из разных стран общими усилиями создают законченный продукт. Создают последовательно, на каждом из этапов, в каждой стране постепенно приближаясь к готовому изделию. На каждом из шагов создается новая ценность, которая включается в цену итогового продукта. На языке статистики такая ценность называется «добавленной стоимостью». В отличие от расплывчатой «ценности», добавленная стоимость - вещь конкретная и определяется она разницей в ценах входного и выходного продукта на каждом из этапов.

Пример глобальной цепочки в автомобильной промышленности. В Китае делают поликристаллический кремний. Отправляют его в Тайвань, где производятся электронные платы. Электронные платы идут в Корею, где они используются в датчиках. Собранные датчики отправляются в Словакию, где собираются двигатели. Двигатели вместе с другими частями едут в Калининград, где происходит крупноузловая сборка. Машина готова! И каждая из упомянутых стран внесла свой вклад в ее производство.

Так вот, Халтмайер предлагает оценить степень участия стран в глобальных цепочках ценности. Для этого стоимость экспорта страны раскладывается на две составляющие: часть стоимости, которая приходится на импортные составляющие, и собственно добавленная внутри страны стоимость. Получается своего рода «доля импорта в экспорте» - то есть показатель того, насколько страна интегрирована в мировое хозяйство, насколько сложными и важными являются ее внешние связи.

Нетрудно догадаться, что участие в глобальных цепочках ценности хорошо коррелирует с объемами мировой торговли. Ведь это прямое отражение сложности и степени распространения новой хозяйственной модели. Коэффициент детерминации для отношения «торговля/промпроизводство» в целом по глобальной экономике составил 63%. Для «торговля/ВВП» он еще выше: 77%.


Заглянув под спойлер, вы убедитесь, что эта зависимость универсальна для всех регионов нашей планеты:

[Спойлер]

Данные по этому показателю доступны по 2011 г. включительно. Заметим, что к 2011 ни в одном из регионов участие в глобальных цепочках ценности, в отличие от объемов торговли, не восстановилось до предкризисного уровня. Глядя на динамику внешней торговли, рискну предположить, что оно до сих пор его не превзошло.

Также обратите внимание на разницу в поведении разных регионов. Если до кризиса все группы показывали очень сходную динамику, то после 2009 мы видим снижение внешней торговли в развивающихся странах Азии и в Восточной Европе, рост в США и еврозоне и слабое увеличение в Латинской Америке и прочих развитых странах. Такое разделение красноречиво говорит не в пользу глобализации.

Что касается второго фактора - доли инвестиций в ВВП - то он оказывал в целом не такое четкое влияние на глобальную торговлю. Коэффициент детерминации для отношения «торговля/промпроизводство» составил 55%; для «торговля/ВВП» - 79%.

Халтмайер считает: «Эти результаты могут показать, что замедление в глобальной торговле как таковое необязательно должно рассматриваться как повод для беспокойства». Но у меня иная точка зрения, которую я постараюсь сейчас объяснить.

Дело в том, что рост мировой торговли хорошо отражал прогресс в глобализации. Хотим мы того или нет, но это было объективное направление социального прогресса. Это было усложнением существующего миропорядка, это было увеличением благосостояния миллиардов людей, это был путь к развитию.

Сейчас это развитие остановилось.

Само по себе это еще не повод для беспокойства. Однако, если национальные государства не смогут предложить альтернативного пути развития - уже повод, и очень серьезный. И, судя по экономической обстановке (которая тоже является хорошим отражением), предложить государства сейчас ничего не могут.

Система подошла к своему пределу сложности.

В прошлый раз система проходила предел сложности через распад колониальных отношений. Не обходилось и без войн.

Сегодняшний предел сложности будет проходиться через трансформацию национальных государств. Нет, кризис на нефтяном рынке я бы пока поостерегся назвать «торговой войной» - вещи такого масштаба видны на расстоянии, лет двадцать минимум…

Ключевыми будут войны когнитивные - «битвы за умы и сердца». Хотя они и не отменяют обычных, «горячих» войн. Просто последние становятся необязательными. В силу низкой эффективности. Так что скажем спасибо социальному прогрессу.

Впрочем, всё ещё только начинается. Процессы это не быстрые, но и остановить их так просто нельзя. Предстоящие перемены - это еще и новые возможности, особенно для тех, кто сейчас в числе «ведомых». Одна из колоний, в 1783 обретшая независимость, смогла к середине 20 века стать мировым лидером…

В общем, в будущее надо смотреть с оптимизмом, а пока немножко «веселых картинок» о текущей ситуации:
[Специально для пессимистов]


Baltic Dry Index мало того что на дне - еще и начал зарываться вглубь.



Cass Freight Index - активность морских грузоперевозок в Северной Америке. Усреднение за 3 мес.



Индекс контейнерного грузооборота RWI/ISL.

экономика, кризис, социодинамика, синергетика, глобализация, глобальная торговля

Previous post Next post
Up