Если случилось так, что довелось вам, как мне, оказаться в Пскове и, при этом, вы располагаете временем, чтобы покататься по окрестностям города, то Печоры - одно из тех удивительных мест, которое ни в коем случае нельзя пропустить. Печоры - это небольшой городок с населением в десять с половиной тысяч человек, который, не смотря на свои скромные размеры, имеет давнюю историю.
Название «Печоры» происходит от старо-рус. «печеры» (пещеры), дату открытия которых монастырская летопись определяет 1392 годом. Первое упоминание населённого пункта Печор (точнее - пещерной церкви) относится к 1473 году, когда была освящена Успенская церковь, первоначально прорубленная в пещере, и, таким образом, основан православный Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь.
Около него в конце XV века выросло поселение Печора как посад Псково-Печерского монастыря. В XVI - начале XVIII веков Печоры были важным стратегическим пунктом на западных рубежах Русского государства. В начале XVI века монастырь был разрушен рыцарями-католиками Ливонии. В 1565 году обнесён стенами с 9 сторожевыми башнями и стал называться Печорской крепостью. В 1581-1582 годах крепость выдержала осаду войск польского короля Стефана Батория, в 1611-1616 годах - польских войск Яна Ходкевича и шведских войск Густава II Адольфа, в годы Северной войны 1700-1721 годов - осаду шведских войск в 1701 и 1703 гг. Именным указом от 7(18) июня 1782 года Печоры получили статус города, который стал центром образованного этим же указом Печорского уезда. Печорский уезд просуществовал недолго. Согласно штатам губерний, утверждённых Павлом I 31 декабря 1796 года (11 января 1797 года), Псковская губерния разделялась на шесть уездов. На момент издания штатов в состав губернии входили девять уездов и, следовательно, три подлежали упразднению. Одним из ликвидированных уездов стал Печорский. В отличие от двух других (Новоржевского и Холмского) он не был восстановлен указом Александра I от 24 апреля (6 мая) 1802 года, и Печоры так и остались заштатным городом. Более того, большинство источников XIX - начала XX века вообще не называют Печоры городом, считая его лишь пригородом Пскова. Однако упрощённое городское самоуправление в соответствии с «Городовым положением» 1892 года в Печорах всё же функционировало.
В период Первой мировой войны город в конце февраля 1918 года был оккупирован германскими войсками. После вывода кайзеровской армии из Прибалтики Печоры стали объектом борьбы между Красной Армией и войсками буржуазной Эстонии. 30 ноября 1918 года в покинутые немцами Печоры вступили советские войска, но 4 февраля 1919 года в результате контрнаступления город заняли эстонцы (2-й пехотный полк 2-й дивизии). Затем 11 марта 1919 года Печоры вновь перешли под контроль 10-й стрелковой дивизии Красной Армии, но ненадолго - уже 29 марта эстонские войска повторно овладели городом и удерживали его вплоть до конца войны. В 1920 году в соответствии с условиями Тартуского мирного договора город вошёл в состав Эстонии и стал административным центром уезда Петсеримаа (от эстонского названия города «Петсери» (эст. Petseri)).
Город возвратился в состав России лишь после присоединения Эстонии к СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года Печоры были переданы из Эстонской ССР в состав РСФСР и включены в одновременно образованную Псковскую область. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1945 года в составе Псковской области был образован Печорский район, и Печоры стали его административным центром.
Главной достопримечательностью города по праву является Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь, основанный в XV веке. Факт принадлежности города Эстонской Республике в 20-30 годы прошлого века в целом благоприятно сказался на судьбе монастыря, который не был закрыт, как это произошло в это время со всеми монастырями в СССР. В то же время в рамках эстонской аграрной реформы большая часть земельных владений в мае 1925 года была конфискована. Монастырю были оставлены лишь 16 десятин непосредственно под постройками и ещё 50 десятин вне Печор. В результате обитель осталась практически без средств, и в дальнейшем могла существовать в основном за счёт государственной поддержки и частных пожертвований.
Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет, как не проводилось и научных обследований пещер. Предположительно природного происхождения, эрозионно-суффозионные пещеры в отложениях песчаника по берегам ручья Каменец стали известны местным жителям в 1392 году. По легенде в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название "Богом зданная пещера", и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры), ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка ("начального инока"), Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Вознесения Христова в конце 6-й галереи и часовней. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 года, уже с надписью над входом "Богом зданная пещера". В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель. Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, финляндцев, шведов, поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами. В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене. В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями Wiki. Тут должен признать, что мне повезло и не повезло одновременно. Сложилось так, что попал я в Печоры в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы. С одной стороны, наблюдать приготовления к празднованию, видеть, как складывают длинную дорогу из цветов на пути будущего шествия, было здорово, с другой стороны, в эти дни дальние пещеры оказались закрыты для посещения и туда мне попасть не удалось. Что ж, это отличный повод, чтобы приехать в Печоры еще раз. А теперь давайте просто прогуляемся...