Книжный дайджест - 57.

Apr 03, 2017 12:11

Предыдущие части доступны по тегу.

Смех (Анри Бергсон). Академичный, но довольно занятный разбор природы смешного. Сильно мешают языковой, культурный и временной барьеры - было бы очень интересно почитать написанное с этих же позиций, но с современными примерами, учётом современных видов юмора (а то у автора все примеры из Мольера и подобных) и без проблем с переводом - чувствуется, что по-французски понятия, переведённые как "комическое", "смешное" и "остроумное", значат не совсем то же, что по-русски. Есть очень крутые наблюдения типа того, что я уже выкладывал. 8.
Война конца света (Марио Варгас Льоса). Спасибо за совет, brendiscoc, и правда отлично. Мне очень нравится приём, идеально использованный ещё Капоте в Хладнокровном убийстве - как можно раньше дать понять, чем всё кончится, так, чтобы даже наименее просвещённый читатель (я к своему стыду вообще узнал, что роман Льосы основан на реальных событиях, только после прочтения), не спешил за интригой, а смотрел в суть. Образы героев очень ярки. На читателя возлагается труд бороться с привычкой сопереживать основным персонажам и борцам с системой, ты должен всё время помнить, кто они такие, и что за ними стоит. Автор гуманно периодически напоминает об этом, хотя мог бы так и не делать, а вмазать тебе в конце у ряда могил, над которым ты был бы уже готов рыдать. Но Льоса любит людей, даже своих читателей, не всем удаётся. 9.
Герцог (Сол Беллоу). Жизненный кризис начинающего стареть разведённого интеллектуала - довольно типичная фабула для американского романа. Нобелиат Беллоу погружается глубоко, рефлексия Герцога притягивает, хотя самого его особо привлекательным персонажем не назовёшь. Хорошая книга для медленного чтения, когда есть настроение и желание впитывать многослойные переживания героя, обогащённые лирическими отступлениями и культурными отсылками. У меня был не совсем такой период, поэтому многое прошло мимо, но за Беллоу я ещё возьмусь чуть позже. 7.
Иосиф в Египте (Томас Манн). И ещё один многомесячный перерыв в чтении эпопеи. Третий эпизод понравился больше. Во-первых, прекрасное описание быта Египта, его одного достаточно для наслаждения. Во-вторых, намного больше работы над второстепенными персонажами: в первых двух томах прописаны фактически только братья и Иаков, остальные одномерны, здесь же всё насыщеннее. Отмечу прекрасный перевод, очень богатый русский язык. 8.
Любовь под вязами (Юджин О'Нил). Тут с реализмом ещё хуже, чем в его же За горизонтом из прошлого выпуска, но замечательная линейная откровенность на месте. Хотя, вероятно, на сцене эта пьеса выглядит уж слишком топорно, если режиссёр не вносит ничего своего. 7.
Риторика (Аристотель). Всё здраво и стройно, но мне было тяжко читать, сейчас это всё-таки скорее прикосновение к истории, а не реальное познание. Отдельные места про некорректные или сомнительные методы ведения спора хорошо бы, как минимум, раздавать на входе в Останкино. 6.

Книги, Ссылки

Previous post Next post
Up