ЗОЛОТАЯ ОРДА И МОСКВА..ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ..(1 часть)
Apr 04, 2016 22:47
ОТ АВТОРА БЛОГА: Исторический труд Бориса Евстигнеева..Написано давно, многие важные факты о тех временах "вскрылись" совсем недавно, потому надо учитывать при прочтении материала..Многие вещи тут изтолковываются в русле официальной истории. но мы то знаем что и как толковать правильно.И если применить наш метод работы с информацией (читать все, но выводы делать самостоятельно) то можно почерпнуть много интересного и полезного. пропуская видение автора через фильтры свого понимания ситуации..В принципе, если сразу разсматривать татар и монгол как жителей Тартарии, державших полмира за вымя, то все (или почти все) станет на свои места..
(икона кликабелле - жмите..) БОЛЕЕ 800 ЛЕТ прошло с момента Куликовской битвы. Казалось бы, что нового можно узнать о ней? Тем не менее любители отечественной истории находят в старинных письменных источниках немало интересных фактов. Нет, их никто не скрывает, но они плохо «ложатся» в общепринятую концепцию, сформировавшуюся еще во времена императрицы Екатерины II.[НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ..]
Как-то забывается, например, что на подконтрольных Мамаю южнорусских землях жило немало славян, которых привлекали к службе в войско Золотой орды. Для сомневающихся приведем такой факт, даже в гвардии юаньских (монгольских) императоров, охранявших столицу империи Ханбалык, т.е. за тысячи километров от Руси, примерно в 1328-1329 годах появился русский полк. Это произошло при правлении правнука хана Хубилая. В составе императорской гвардии тогда имелись такие полки: Кипчакский (из кипчаков, т.е. половцев), Асу (из асов, они же ясы русских летописей - предки современных осетин) и Русский.
Марко Поло у Хана Хубилая
«За скобками» доминирующей концепции остаются и отношения между иерархами христианской церкви на территории Руси, интриги правителей Византии и других средиземноморских государств. В связи с этим не может не привлечь работа Олега Давыдова «Места силы», проливающая свет на некоторые малоизвестные события, сопутствующие Куликовской битве. Автор повествует о том, что игумен Троице-Сергиевского монастыря Сергий тайно оставил его и избрал образ жизни отшельника. Километрах в семнадцати к юго-востоку от Махрищ река Киржач обтекает невысокую возвышенность. Сюда он и пришел с проводником. Но прежде чем рассказать о тех событиях, перенесемся вначале, благодаря Олегу Давыдову, в 1320-е годы (в своей серии статей «Места силы» на сайте «Перемены» - www.peremeny.ru - он приводит много малоизвестных фактов о Средневековой Руси). В 1328 ГОДУ в Нижнем Новгороде в районе села Старые Печеры монахом Киево-Печерской лавры Дионисием был основан монастырь, который назывался Вознесенский Печерский (т.е. «пещерный»). В Житии Дионисия сказано: «Из любви к уединению он, с благословения настоятеля обители, удалился с некоторыми из братии на север России». Но помилуйте, какое же уединение, если человек с группой товарищей отправляется в большой торговый город? Нет, киевский настоятель благословил Дионисия на другое. На участие в некоем проекте. Что за проект? Взглянем на дату: в 1328 году случается целый ряд судьбоносных событий. Во-первых, после смерти митрополита Петра, связавшего свою жизнь (а значит - и церковную политику) с интересами Москвы, митрополитом становится Феогност, который уже окончательно обосновывается в Москве и держит исключительно промосковскую линию.
Во-вторых, в том же году ярлык на великое Владимирское княжество получает Иван Калита, и именно с этого момента начинается собирание русских земель вокруг Москвы. В-третьих, хан Узбек, нисколько не заинтересованный в усилении одного из княжеств, делит великое княжение на две половины: выделяет из него Владимир, Городец, Нижний Новгород и отдает их суздальскому князю Александру Васильевичу, который немедленно развивает бурную деятельность, надеясь, что точкой сборки русской земли станет именно его владение. В частности, приглашает монаха из Киевской лавры, чтобы тот ему основал монастырь. Ясно: духовная власть очень способствует успехам светского правления. Правда, когда в 1332 году князь Александр умирает, все территории Владимирского княжества отходят к Ивану Калите. Но князь Константин Васильевич, брат Александра, понимает, что политика татар на Руси - равновесие сил, что Москву обязательно будут обламывать. И он работает над тем, чтобы ускорить этот момент и извлечь из него максимальную выгоду. После смерти Калиты (1340 г.) Нижний был передан Константину. А в 1341 году татары создали Нижегородско-Суздальское великое княжение (административную единицу, самостоятельно собирающую налоги для Орды). В обустройстве нового княжества самое активное участие принимал Печерский монастырь, созданный приглашенным из Киева Дионисием. Ведь монастырь - это и школа, и идеологическое обеспечение (в Печерах создается Лаврентьевская летопись), и «мозговой центр», и дипломатия. Монастырские связи охватывали не только русские княжества, но и тянулись далеко за их рубежи. В 1340 году, например, в Константинополь отправляется печерский монах Иоанн - для поставления в епископы. Это сделано в обход митрополита Феогноста, который, естественно, возмущен. Но епархия создана, и Феогност вынужден с этим смириться. ЭТО СЕГОДНЯ может казаться, что усилия нижегородских князей (Нижний стал их столицей в 1342 году) были бесплодны. Но в те времена ничего еще не было решено. Княжество пухло на волжской торговле и вполне могло переиграть Москву. А играло оно умно - сочетая подкуп ордынских чиновников, династические браки и духовную экспансию. Тут ключевым игроком был Дионисий. Именно он разработал технологию монастырской колонизации, которую впоследствии так эффективно будет использовать Сергий Радонежский. У Дионисия, как говорят, было двенадцать избранных учеников, которых он готовил для создания монастырей в разных местах. Не знаю, как насчет двенадцати, но двое из них хорошо известны: Евфимий Суздальский, основавший знаменитый Спасо-Евфимиев монастырь, и Макарий Желтоводский и Унженский. Оба святых родились в Нижнем Новгороде. Евфимий постарше, 1316 года рождения. Макарий родился в 1349 году. А в 1361-м Дионисий уже постриг его в монахи и поселил в своей келье. В Житии Макария есть загадочная фраза: «Архимандрит Дионисий после предсказания о разорении Нижнего Новгорода монголами вызван был 1374 года... святителем Алексием в Москву и поставлен во епископа Суздальского и Нижегородского». Предсказал разорение... Если знаешь, что собираешься делать, предсказывать совсем нетрудно.
А сделано было следующее. В ноябре 1374 года к Нижнему подошел посол Мамая по имени Сарайка (Сары Аку) с тысячей татар. Князь Дмитрий Константинович был на княжеском съезде в Переславле. На хозяйстве оставались его сын Василий Кирдяпа и епископ Дионисий. Василий внезапно напал на татар, Сарайку с его ближайшими боярами привел в город. Потом посла решили изолировать. Татары этому воспротивились. Завязался неравный бой. Одна из стрел задела подол мантии Дионисия. Всех сдавшихся татар раздели донага, выпустили на лед и затравили собаками. Убийство Сарайки обернулось ужасной трагедией. Татары никому никогда не прощали убийства ханских послов. В 1377 году Нижний был взят, сожжен, жители перебиты. Но это только начало. Фокус в том, что в результате в конфликт с Мамаем оказалась втянута и Москва (союзная в тот момент Нижнему). В 1380 году произойдет Куликовская битва, в которой падут тысячи русских людей, но, заметим, нижегородские князья участия в ней не примут. ДАВАЙТЕ разберемся с политической ситуацией на 1374 год. На Русской равнине три основных игрока: Орда, далее - конгломерат зависимых от нее русских княжеств и, наконец, Литва, политическая программа которой - отобрать у Орды все русские земли.
В 1362 году у Синих Вод, левого притока Южного Буга, Ольгерд (великий князь литовский, по вероисповеданию христианин, был женат на княжне витебской, а затем на княжне тверской. - Б.Е.) разбивает татар и присоединяет к Литве огромные территории по Днепру, Днестру и Бугу. В Киеве сажает своего сына Владимира. В 1368 году берет Смоленское княжество. В том же году сжигает посады Москвы, потом в 1370 году - еще раз. Почему это возможно? А потому, что с 1359 года в Орде идет гражданская война, страна разделена на Мамаеву Орду (к западу от Волги) и Поволжскую, где сидят легитимные (Мамай - узурпатор), но слабые ханы, которых чуть не ежегодно убивают. Москва поначалу ориентируется на законных правителей, но впоследствии ставит на сильного. В 1371 году великий князь московский Дмитрий (сын Ивана II Ивановича Красного. - Б.Е.) едет к Мамаю, получает у него ярлык на великое княжение, и уже в 1372 году натиск Ольгерда остановлен. Ясно, что ссора между Мамаем и Дмитрием была очень выгодна Литве, дипломатия которой сразу же начала работать над созданием союза с Мамаем. В 1377 году Ольгерд умер, но его сын Ягайло спешил присоединиться к Мамаю на Куликовом поле и... очень ловко опоздал (это бывает, когда хочешь победить чужими руками). Но, конечно, война Мамая с Москвой была выгодна еще и тем силам, которые делали реальную политику в Заволжье. Весной 1380 года в Сарае воцарится ставленник великого Тамерлана хан Тохтамыш, который и воспользуется плодами русской победы на Куликовом. Без единого выстрела он уничтожит Мамая, присоединив его армию к своей. Но был ли он основным игроком? Нет. Ты ведь играешь на себя лишь в меру понимания общего хода игры, а в меру непонимания играешь на того, кто понимает больше тебя. И Мамай, и Тохтамыш попали в чужую игру, одним из ходов которой было убийство Сарайки. А вот еще один ход: в 1382 году Тохтамыш подходит к Москве. С ним князья нижегородского клана Семен и упомянутый выше Василий Кирдяпа. Именно они уговорят москвичей открыть ворота, после чего начнется резня.
ДИОНИСИЙ в то время был далеко. Как известно, после смерти митрополита Алексея (1378 г.) началась борьба за митрополичий престол. Главным претендентом считался Киприан, поставленный на Киевскую митрополию еще при жизни Алексея - с тем, чтобы после смерти последнего власть Киприана распространилась и на Москву. Но Дмитрий Донской видел в Киприане агента Литвы. И Алексей - тоже. В 1377 году он написал новому константинопольскому патриарху Макарию письмо с просьбой поставить митрополитом преданного Дмитрию человека, некоего Митяя. Алексей его и постриг, и сделал архимандритом.
В 1378 году, уже после смерти Алексея, от греков был получен положительный ответ. Для поставления Митяя в епископы созвали собор. И тут опять Дионисий. Он повел дело так, что Митяй был отвергнут епископами: пусть его патриарх сам ставит. Великий князь Дмитрий негодовал. Он ведь хотел поскорей получить своего митрополита, готовился помириться с Мамаем (война с Литвой возобновилась), мечтал спокойно работать на будущее России. Нет, не дают, мать твою! Князь ясно видел смысл игры Дионисия. А тут еще донесли, что владыка собирался в Константинополь. Жаловаться? Дмитрий велел заключить смутьяна под стражу. Но за арестованного вступился Сергий Радонежский, поручился за него... Получив свободу, Дионисий сразу уехал в Нижний. А оттуда - вниз по Волге в Константинополь. Коротким-то путем по Дону он двигаться просто не мог, это была территория Мамая, который знал, кто виноват в гибели его посла. Дионисий ехал в Царьград больше года. Историки не могут понять, почему так долго? Да, видно, были дела, интересные встречи. С кем? Скажем так: с людьми, имеющими очень длинные руки. Не забудем: Митяю тоже надо было ехать в Константинополь, поставляться в митрополиты. Выехал он позже Дионисия, но двигался по Дону. Интересно, что Сергий Радонежский предсказал, что Царьграда Митяй не увидит. Так оно и вышло. В июне 1379 года Митяй встретился с Мамаем, выполнил поручение князя Дмитрия, который хотел примирения с ханом. Переговоры были в целом удачны, к Митяю отнеслись с уважением, уже как к митрополиту. Дальше он отправился в Кафу (Феодосию), где нанял корабль. Плывет. На горизонте Константинополь. Благодать! И тут Митяй вдруг взял да и умер. Не доплыл. Кто порешил беднягу? Агент литовской разведки? Рука Сарая (столица Золотой Орды, примерно в 120 км севернее современного города Астрахань. - Б.Е.)? Может, киллер был послан кем-то еще?..