ЗОЛОТАЯ ОРДА И МОСКВА.. Христианство и язычник Мамай.. (4 часть)

Apr 04, 2016 18:54



предыдущая часть - http://gilliotinus.livejournal.com/122895.html

НЕКОТОРЫЕ документальные данные о родословной потомков Мамая можно найти в московских родословных книгах XVI - XVII веков. Полный текст родословной опубликован в «Келейной книге» начала XVII века. Имеются также сведения о князьях Глинских в «Синодальном списке» начала XVII века и в оглавлении так называемой Бархатной книги конца XVII века.

[НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ..]

В этих текстах читаем: «Царь Ординский Мамай, коего на Дону побил Дмитрий Иванович (великий князь. - Б.Е.), а у Мамая Царя сын Мансуркиян Князь, а у Мансуркияна Князя сын Олекса Князь, а крестил его в Киеве Митрополит, а от него Глинские». Как видим, Глинские - прямые потомки «царя Мамая», участника Куликовской битвы, и они - кияны.

А о том, что род киян принадлежал именно к казачьим родам, говорят сохранившиеся документы. Например, в донесении путивльского наместника Троекурова, направленном в 1546 году в Москву, сообщалось о том, что «ныне казаков на Диком поле много, и черкасцов, и киян, и твоих государевых...» (государевы казаки - казаки, признававшие власть Москвы. - Б.Е.). И это не единственный факт подтверждения принадлежности рода киян (киятов) к казачеству.

Возьмем древний текст родословной князей Глинских: «Подлинный родослов Глинских Князей. Князи же убо (были. - Б.Е.) Кияты, кочевали на сей (западной. - Б.Е.) стороне Волги, имянем почтенно Государство имели, от иных стран писали к ним называючи их Падшим (Падышаг. - Б.Е.) еже есть Государь».

Глинские - Михаил Глимнский и Елена Глинская, мать Иоанна Грозного..Это потомки Мамая..



Где же находилось государство киятов (киянов)? Однозначно ответить на этот вопрос сегодня сложно. Сохранилась «Книга путей и государств» арабского путешественника Абуль-Касима Мухаммеда, известного также под именем Ибн-Хаукаля (967 год). В ней рассказывается, что «Русь состоит из трех племен, из коих одно ближе к Булгару (имеются в виду волжские булгары. - Б.Е.), царь его живет в городе, называемом Куйяба. Другое племя называют Славия (стольным городом был Словенск, ныне Новгород. - Б.Е.), а третье племя называется Арта, и царь его находится в Арте. Купцы из Византии ездят в Куйябу...» (для интересующихся этой темой можно рекомендовать статьи члена Русского географического общества Ивана Кольцова о древних славянских государствах в «Красной звезде» 17 июня и 8 июля 2009 г.).

Продолжим рассмотрение текста родословной князей Глинских: «И пришед Царь (по имени Книгиз. - Б.Е.). Великую брань сотворил с Кияты, а последи (а после. - Б.Е.) умираше вдал Царь (речь идет о Книгизе. - Б.Е.) дшерь свою Захолубь за Бурлуда, а Кият Тохкоспа Книгиз Царю (отдал. - Б.Е.) бездетну... И приде (пришел. - Б.Е.) Царь Кутлуз и ополчився, Тохтагееву Орду взял и три Царицы его взял за себя, и... царствова на большой Орде много лет и много детей породи. И так от Черклуева царства роду Кияты родословятся, и имянуются царского роду даже и до Мамая Царя». Древнебулгарские летописи позволяют примерно определить время этих событий: Черклуевым царством (южнорусским государством) с 787 года управлял князь Черный, сын русколаньского князя Бравлина.



ИТАК, из родословной князей Глинских следует, что Мамай являлся потомком неких князей Киятов. Об этом же говорят и другие независимые от родословной источники. На рубеже XV - XVI веков последний золотоордынский хан Шах-Ахмат незадолго до разгрома остатков его орды крымцами послал польскому королю Александру несколько писем с просьбами о помощи (сам по себе факт интересен: выходит, что между ханами Золотой Орды и славянскими правителями не было непреодолимой вражды). А когда помощи не последовало, направил в 1501 году письмо, адресованное князьям Глинским - братьям Ивану, Василию и Михаилу Львовичам, с просьбой повлиять на короля (позднее письмо оказалось в польском королевском архиве). В сохранившемся польском переводе этого письма интересно обращение: «Кияты князья, Мамая истинные дети, там рядом с братом моим (королем Александром. - Б.Е.), а здесь рядом со мной в моем царстве, справа и слева уланы, князья, четыре корачи большие (корачи большие - представители знатных родов. - Б.Е.), у меня нет друзей больших и лучших, чем Кияты князья...»

Интересно, что Шах-Ахмат именует короля Александра братом. Это само по себе необычно, если судить о тех временах с точки зрения доминирующей сегодня версии истории. Из общего тона письма и из обстоятельств его написания видно, что отношения между князьями Глинскими и ханом выходили далеко за пределы простой дипломатической вежливости. Хан апеллировал к еще не угасшему самосознанию Глинских и признавал их родство с Мамаем.

На древнерусских миниатюрах очень сложно различить воинство Мамая и его противников. И у тех, и у других - европейские черты лица, одинаковые вооружение и экипировка. Об этом свидетельствует, в частности, сохранившийся Лицевой летописный свод, основная часть которого посвящена событиям русской истории (создан во второй половине XVI века). Он содержит более 17 тыс. миниатюр. Тогда в памяти художников оставались еще более или менее достоверные представления о событиях XIV века.

(миниатюра кликабелле - жмите да увеличится в невероятный размер!)




Мамай назван киятом и в составленной в XVII веке по каким-то крымско-татарским источникам турецкой хронике Утемыш-Хаджи.

МАМАЙ, повторимся, появился на исторической сцене в середине XIV века в качестве наместника Крыма, Дона, Кубани. Затем он в течение многих лет боролся за власть в Золотой Орде, чему способствовала его женитьба на дочери хана Бердибека. Но он не сумел подняться выше статуса правителя степных земель, расположенных западнее Волги.

Не может не обращать на себя внимание факт поддержки, которую оказывали Мамаю в Крыму, на Дону и Кубани. И дело было не только в финансовой помощи генуэзцев. Именно на Дону и Кубани Мамай набирал основные воинские силы. По-видимому, главную роль играло население бывшей Русколани - тех степняков (кого привычнее ныне называть казаками - потомками готов-половцев), которые перемещались в полосе от северной части Крыма и смежных частей Таврии и Приазовья вдоль левого берега Днепра в районе порогов и далее на север до Ворсклы.
Именно в этой местности сохранились географические названия, связанные с именем Мамая. В XIX веке здесь украинцы называли каменные статуи на половецких и казачьих курганах не «бабами», как в других местах, а «мамаями». По-видимому, для местных жителей Мамай был не просто присланным из Сарая наместником, но и своим наследственным местным князем из знатного рода киятов.

В тексте родословной князей Глинских есть и такой фрагмент: у «царя Мамая» был «сын Мансур-Кият, а у Мансур-Кията дети Алекса, а другой Скидырь. И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият Князь зарубил три городы Глинеск, Полдову (Полтаву. - Б.Е.), Глеченицу (Глиницу. - Б.Е.). Дети же Мансур-киятовы меньшой сын Скидер (или Скидырь. - Б.Е.), поймав стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопи, а большой сын Алекса остался на тех градех преждереченных».

Из содержания текста следует, что после поражений и гибели отца в Крыму князь Мансур с остатками отцовского войска нашел себе пристанище на землях, контролируемых Великим княжеством Литовским, которое до конца поддерживало Мамая. Район Полтавы как раз отвечал этим условиям.

(картинка кликабелле - жмите и..)




ДЛЯ ПОНИМАНИЯ тех событий надо учитывать и то обстоятельство, что во времена Средневековья вооруженные столкновения происходили в условиях религиозной борьбы на всей территории Евразии: какая-то часть населения по-прежнему придерживалась ведической веры предков, кто-то принял одно из течений христианства, третьи обратили взоры к исламу. В «Сказании о Мамаевом побоище» (литературное произведение XV века) говорится: «Попущением Божием за грехи наша, от наваждения диавола въздвижется князь от въесточныа страны, имянем Мамай еллинъ («многобожник». - Б.Е.) верою, идоложрец (т.е. поклоняющийся кумирам Богов. - Б.Е.) и иконоборец, злый христьянский укоритель». Далее повествуется, каких богов призывает Мамай на помощь во время своего бегства с поля Куликова: «Безбожный же царь Мамай, видев свою погыбель, нача призывати Богы своа Перуна и Раклиа и Хорса».

(картиинка кликабелле - жмите, и...увеличися!)




Бог Перун в дохристианской Руси был покровителем славянских князей, а бог Хорс (славянский бог Солнца) вместе с Колядой - покровителем казачества. Хорс представлялся всегда в окружении белых псов или волков, которых казаки звали хортами. В честь этого бога назван и остров Хортица, являвшийся основной базой запорожцев.



А кто такой Раклий, можно понять из текста «Александрии» (древнерусское название нескольких переводов «Истории Александра Великого») - там, в частности, рассказывается о посещении Александром Македонским царства мертвых с перечислением представителей греческого божественного пантеона. Геракл в русской версии именуется Раклием. Из этого сказания можно однозначно сделать вывод, что Мамай придерживался старой дохристианской веры.

То, что часть уцелевшего войска Мамая ушла с его внуком Скидером на юг, косвенно подтверждается тем, что много позже, в конце XVIII века, когда войска Екатерины II взяли под контроль Кубань, многие кубанские казаки, чтобы не принимать иную веру, ушли в Турцию, и среди них имелась группа, которую в России называли «мамаевцами».

Сын Мамая Мансур погиб при нашествии Тимура. В двух персидских хрониках есть рассказ о том, что в 1391 году накануне битвы Тимура с Тохтамышем на реке Кундурче (близ нынешнего города Самары) «тимуровцы» ранили и привели к Тимуру какого-то «сына Мамака», который сказал, что ехал в войско Тохтамыша. Поскольку в этих хрониках Мамаком называли только Мамая, можно понять, что речь идет именно о его сыне...

В XVIII - XIX ВЕКАХ в украинской народной живописи бытовал характерный сюжет: изображался запорожский казак, сидящий, поджав ноги, и играющий на бандуре. Под картиной бывали написаны стихи, чаще всего содержавшие характеристику запорожского казака вообще, нередко ироническую, но всегда вполне доброжелательную. Иногда этот запорожец был единственным героем всей композиции, в других случаях добавлялись другие фигуры и целые сцены, но всегда непременно присутствовал казак-бандурист в своей стереотипной позе. В народе картины этого типа были известны как портреты «козака Мамая».



Украинские искусствоведы давно заинтересовались, каким путем явно положительный образ запорожца оказался связан с именем Мамая. При изучении вопроса становится ясно, что «Мамай» на Украине - это традиционное собирательное имя с положительным знаком.

Анализ портретов «козака Мамая» позволил выявить в них разновременные наслоения. Есть варианты с луком и стрелами. Отсюда появляются основания думать, что к потребностям запорожцев был приспособлен какой-то очень древний стереотип, до этого бытовавший в народной живописи, может быть, уже в течение нескольких столетий. Интересно и то, что хотя «козак Мамай» известен вообще на всей Украине, но наиболее распространена была эта картина на Черниговщине, Полтавщине и Харьковщине, т.е. на территории, центром которой является Полтавщина, где некогда обитали князья Глинские.

фальсификация истории, мамай, язычество, христианство

Previous post Next post
Up