сублимируюсь за счет других

Mar 17, 2008 10:54

На прошедшей неделе я не писал в ЖЖ, но кое-что читал. И было два впечатления - из областей, по видимости друг от друга далековатых, но у меня тесно связавшихся. Одно у одного из авторов, самоопределяющихся как гностик (http://eugene-gnostic.livejournal.com/39892.html), другое - у ( Read more... )

Leave a comment

rechi_k_bogu March 17 2008, 15:44:54 UTC
> В этой жизни тогда для обострения феноменологического вИдения надо стяжать благодать. А после смерти мы все станем феноменологами, если верить апостолу, сказавшему, что "теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно [букв. через отражение в загадке], тогда же лицом; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:12).

Кажется, тут есть ещё такой момент. что то что сейчас для нас является предметом познания, там (или ещё здесь, но в оБоженном состоянии) будет просто не интересно, перестанет быть предметом познания. Как не достойное нашего внимания. Кажется ведь есть такой мотив (?) вот в этой цитате из сборник "Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом", стр. 255:
Ведь тогда и не будет чего-либо, обнаруживающегося вне Бога или кажущегося имеющим сравнимый с Богом вес, что обманом могло бы склонить к нему чьё-либо влечение, поскольку всё - и умом, и чувствами постигаемое - будет объято Им в невыразимом Его проявлении и присутствии, как и днём нет ни звёздного света, ни самих звёзд, ( ... )

Reply

gignomai March 17 2008, 18:47:01 UTC
Да, но как это понимать. Есть, по-моему, два варианта понимания. Вы высказали один: ТАМ нам все будет безразлично и неинтересно, все, что не Он. Не будет близких, не будет того, что мы здесь любили, да и меня самого как личности не будет - ничего! Только Он. И преп. Максима, в меру моего скудного знакомства можно так истолковать, ибо он пишет об устранении в Боге всех и всяческих разделений. Но, мне думается, что и по-другому можно представлять, и у Максима найти поддержку (поищем): разделения не будет,но различия останутся, важные, ипостасные. И, более того, в Боге всё обретет небывалую здесь яркость и подлинность. Я и приведенную Вами цитату понял в этом смысле: всё будет познано не как отдельное, а как момент Божественного.

Reply

rechi_k_bogu March 17 2008, 22:47:22 UTC
> Я и приведенную Вами цитату понял в этом смысле: всё будет познано не как отдельное, а как момент Божественного.

Да, цитата в этом смысле преинтересная. Она будто бы самопротиворечивая. Причём даже не в одном месте, а по крайней мере в двух (концовка первого абзаца и второго). Согласитесь, что предложенная мною трактовка присутствует в цитате, от неё (такой трактовки) в цитате не отмахнёшься, она там слишком явственна. Хотя, в то же самое время, явственно есть и выбранная вами трактовка. Вопрос тогда лишь в том, что из ныне сущего там останется, т.е. что из ныне сущего действительно важно. Возможно (собственно про это и был мой коммент) что многие из нынешних предметов нашего нынешнего познания там растворятся в божественном свете, т.е. просто исчезнут.

Reply

gignomai March 18 2008, 05:22:25 UTC
Последнее, по-моему, точно - в смысле соответствия тому, что представляется чаемым. Собственно, и мой корневой пост - об этом: познание в свете благодати.
А Максим кажется бесконечно глубоким. Я еще не добрался всерьез до этого сборника, но очень рад, что Вы его читаете: расширится и углубится область обсуждаемого.

Reply


Leave a comment

Up