(Untitled)

Oct 29, 2017 10:47

Попалась где-то мысль Аристотеля: о счастье можно говорить только в конце жизненного пути человека, обо всей его жизни, счастлива она или нет. Никак о сиюминутном.
Понятно, что счастье при этом понимается не как ощущение счастья. Это-то очень даже бывает. Иногда подолгу.
Но что тогда имеет в виду Философ?

Read more... )

счастье, Аристотель

Leave a comment

Comments 4

vera_z October 29 2017, 12:15:16 UTC
Наверняка, отталкивался от известного рассказа про Крёза и Солона.

Reply

gignomai October 29 2017, 12:46:41 UTC
Ну да, наверно: нельзя "гордиться счастьем данной минуты и изумляться благоденствию человека, если ещё не прошло время, когда оно может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких случайностей; кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем счастливым. А называть счастливым человека при жизни, пока он ещё подвержен опасностям, - это всё равно, что провозглашать победителем и венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания: это дело неверное, лишённое всякого значения».
Но если все-таки спросить, в чем смысл такого перетолкования общеупотребительного смысла слова ευτυχία, то ответ, видимо, отошлет к оппозиции части и целого. Целым, о котором только и есть смысл что-либо говорить, является прожитая жизнь.
То же, кстати, и у евреев и христиан применительно к праведности и святости: смерть как прославление.

Reply


antonk83 October 29 2017, 18:01:35 UTC
Эвдаймонию; что-то вроде процветания, успешного течения жизни, при которой человек развивает и хорошо использует все характерные для него способности. Собственно, его этика об этом в основном.

Reply

gignomai October 29 2017, 19:20:42 UTC
Да, понятно. Я хотел "вкопаться" в смысл. Попытался в следующем посте.

Reply


Leave a comment

Up