Лицо и Сущность

Nov 24, 2016 13:11

Вот тут возник вопрос, адресую его сведущим в святоотеческом богословии: являются ли ипостасные различия (нерожденность, рождение, исхождение) сущностными? Иначе говоря, есть ли у Лиц, помимо общей божественности, различные сущностные характеристики?

Read more... )

Троица, сущность, ипостась

Leave a comment

Comments 35

arnaut_katalan November 24 2016, 10:20:32 UTC
Нет.

Reply


kiprian_sh November 24 2016, 10:48:13 UTC
Ипостасные особенности не являются сущностными в том смысле, что являются не общими, но теми, которые отличают одну ипостась от другой ипостаси одной сущности. Но особенности, разумеется, суть особенности сущности, тропосы существования сущности.

Reply

gignomai November 24 2016, 20:23:53 UTC
Правильно ли я понимаю, что сущность Бога включает в себя и тропосы своего существования. Т.е. они есть следствие сущности, каковая не могла бы быть такой без них.

Reply

alexandrg November 24 2016, 21:00:42 UTC
В строгом смысле - неправильно. Если речь идет о трех единосущных ипостасях, то каждая из них обладает одной сущностью и одним тропосом (Отец, например, не рождается и не исходит от самого Себя). Единосущие в Троице есть, а "единотропизма" нет.

Reply

gignomai November 24 2016, 21:07:48 UTC
Но я и не спрашивал про "единотропизм"? Вопрос был такой: можно ли считать, что сущность Бога с необходимостью предполагает эти три тропоса?

Reply


trita November 24 2016, 11:35:38 UTC
То есть это теологический вопрос а не теософический?
Тогда не знаю )

Reply

gignomai November 24 2016, 20:31:05 UTC
А как Вы различаете теологию и теософию?

Reply

trita November 24 2016, 20:49:32 UTC
Теология без теософии*, при удачном стечении обстоятельств, это инквизиция )

В данном случае по постановке вопроса, "святоотеческое богословие" не обуславливает "ипостасные различия", в самом лучшем случае оно их верно распознаёт, но вопрос поставлен так, словно различия зависят от некой догмы, содержание которой надо лишь уточнить.

*- "теософия" не в смысле "Блаватская сотоварищи", конечно.

Reply

gignomai November 24 2016, 20:58:54 UTC
Да нет, откуда такая мысль, что богословие обуславливает что-то? Только распознает. Насколько я понимаю, богословие есть попытка в понятиях выразить предметы веры, религиозного опыта - своего и авторитетных учителей. А теософия?

Reply


gignomai November 24 2016, 20:29:55 UTC
Меня смущает характеристика ипостасных свойств как акциденций - в ней как бы звучит представление об их случайности (могли бы и не быть), тогда как вроде бы они проистекают из божественной сущности.

Reply

alexandrg November 24 2016, 20:52:36 UTC
У слова «акциденция» есть 3 значения.
1. Одна из 5 предикабилий: то, что «входит и выходит», может быть, а может и не быть.
2. Общее имя для 9 несубстанциальных предикаментов/категорий.
3. Любое несущностное свойство (то, что в тексте по ссылке названо свойством «природным в нестрогом смысле»).

В данном случае речь идет, конечно, о 3-ем значении.

Reply

gignomai November 24 2016, 20:55:05 UTC
Тогда вопрос: предопределены ли божественной сущностью ипостасные свойства?

Reply


Leave a comment

Up