ну кстати любой ученый обязан обладать качествами необходимыми для решения таких задач, можно сказать что это способность к анализу, или умение расширять контекст задачи и выделять существенные моменты из более широкого контекста. Некоторые называют сию способность интуицией, мне думается что нужен опыт построения таких супер-контекстов (количество имеет не только максимум, но и минимум как в первой задаче; вычитание есть вычисление остатка при уменьшении некоего количества, а остатки можно комбинировать чтобы получить искомое число, как во второй задаче; вспомнить наиболее вероятные условия по высоте для мягкого приземления на твердый грунт, как в третьей задаче; лодка может возить грузы в обе стороны как в четвертой задаче) - при наличии некоторых математических способностей и (что не тривиально) - при способности при этом мыслить не-математически (для математиков особенно сложно)
для меня наверное расширение контекста задачи - вспоминание всевозможных деталей и закономерностей, которые задействованы (или могут быть задействованы) для описания всего, что происходит или может происходить вокруг или в связи с процессом в задаче.
Кстати, в научно- популярных выступлениях на тему "Лженаука и чушь собачья" использую вот такой ролик http://www.youtube.com/watch?v=5Vamlbz19K8 Задача- "найдите максимум неправильностей". Детвора стабильно находит одну- две. Практически инвариантно к школе. На самом деле невязок минимум четыре, конечно. А то и больше.
Спасибо, очень любопытно. Я, правда, по тупости или неграмотности только одну явную несообразность увидел - то, что на срезе белок с желтком различили.
Ну, тут целая серия, от простого к сложному: - среди "экспертов" никто не является ни палеонтологом ни хотя бы биологом - яйца в таком количестве не сохраняются в целом виде (ну, виртуальный эксперимент: положили бы летом яйцо на землю, что бы с ним стало, а?) - для потенциальных технарей: яйца такого размеры нежизнеспособны (закон квадрата- куба), да и размер такой- как их снести, пардон? - желток с белком, да - породы явно свежие, не больше миллиона лет: потом получается песчаник поплотнее Вывод: конкреции действительно аномального размера. Что- то интересное было для естественной истории, но никак не для палеонтологии :)
Мне кажется, общее свойство одно - готовность перебирать все возможные способы решения, а не только привычные. Нескованность мышления шаблоном. Можно сказать, свобода мышления. Вроде, для этих задач ничего более сложного не надо. Как и для задачи о четырёх треугольниках из шести спичек. Наверное, эту готовность вполне можно тренировать.
В принципе, согласен: нешаблонность - главное. Но я не уверен, что простая инструкция: перебери все варианты, не только привычная решает дело. Нетривиальный вариант просто нейдет на ум и как это развить, не так уж ясно. Конечно, простой тренинг, решать много таких задач, полезен, но, видимо, нужна рефлексия: почему нетривиальный вариант не тривиален и не приходит на ум.
Comments 12
Reply
Reply
Reply
Reply
Задача- "найдите максимум неправильностей".
Детвора стабильно находит одну- две. Практически инвариантно к школе.
На самом деле невязок минимум четыре, конечно. А то и больше.
Reply
Reply
- среди "экспертов" никто не является ни палеонтологом ни хотя бы биологом
- яйца в таком количестве не сохраняются в целом виде (ну, виртуальный эксперимент: положили бы летом яйцо на землю, что бы с ним стало, а?)
- для потенциальных технарей: яйца такого размеры нежизнеспособны (закон квадрата- куба), да и размер такой- как их снести, пардон?
- желток с белком, да
- породы явно свежие, не больше миллиона лет: потом получается песчаник поплотнее
Вывод: конкреции действительно аномального размера. Что- то интересное было для естественной истории, но никак не для палеонтологии :)
Reply
Reply
Вроде, для этих задач ничего более сложного не надо.
Как и для задачи о четырёх треугольниках из шести спичек.
Наверное, эту готовность вполне можно тренировать.
Reply
Reply
Leave a comment