Читаю Иоанна Дамаскина 2

Nov 21, 2007 19:17

Нижеследующее - кратчайший конспект «Философских глав» (иначе: «Диалектики») преп. Иоанна Дамаскина (ИД).
Read more... )

субстанция, усия, сущность, омонимия, Иоанн Дамаскин, /alexandrg, Максим Исповедник, роды и виды, категории, природа, акциденции, индивид, различие, /kosilova, /kiprian_sh, Порфирий, Аристотель, ипостась, /olgaw

Leave a comment

kiprian_sh November 22 2007, 05:21:40 UTC
В каком же смысле "Нет у нас сущности"? Как это следует из того, что "индивида НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛИТЬ, указав его сущностные признаки"? Все-таки прп. Иоанн говорит, что "Лицо есть то, что в своих действиях и свойствах обнаруживается ясным и ОПРЕДЕЛЕННЫМ образом, отличным от способа обнаружения однородных существ. Например, Гавриил, беседуя с Пресвятой Богородицей, был одним из ангелов, но непосредственно беседовал с ней только он один, отличаясь от единосущных с ним ангелов присутствием в ОПРЕДЕЛЕННОМ месте и тем, что он беседовал, И Павел, когда он держал речь на лестнице, был одним из числа людей, но своими свойствами и действиями он выделялся из всех других людей.
Следует заметить, что святые отцы названиями: ипостась, лицо и индивид, обозначали одно и то же: именно то, что, СОСТОЯ ИЗ СУБСТАНЦИИ И АКЦИДЕНЦИЙ существует само по себе и самостоятельно, различается числом и выражает известную особь, например Петра, Павла, определенную лошадь" (ФГ, XLIV. О лице).

Reply

alexandrg November 26 2007, 20:34:40 UTC
+++Скажем, Бог хочет от меня, чтобы я бросил богословствовать (не всякому это дано), а занялся физикой, которой меня в университете когда-то учили.+++

Если Бог явит Вам Свою волю относительно физики и богословия, то Вы, конечно же, должны будете Его послушаться. А если не явит - придется выбирать самому. :)

+++Узнать эту Его волю я мог бы, усердно молясь или получив совет старца... +++

Как все технологично. :)))

И сколько же надо молиться? А главное - насколько усердно? :))

Или, может быть, подскажете адресок старца, который будет давать ответы на такие вопросы? Причем вопросы-то будут расти, как снежный ком: если заниматься физикой, то каким именно разделом, какой именно темой, в каком именно учреждении, под чьим руководством и т. д. и т. п. Старец очень быстро пожалеет, что с Вами связался. :)))

+++А мне надо своим заниматься, тем, что мне предназначено.+++

А почему бы не предположить, что Господь оставляет выбор сферы деятельности нам на наше собственное усмотрение? Лишь бы мы жили по заповедям.

Reply

gignomai November 27 2007, 15:51:20 UTC
:) Не, я же в принципе вопрос обсуждаю. Ну хорошо, что-то общее для всех, что-то оставил на мое усмотрение. Но вопрос: эти две категории исчерпывают поле моего жизненного выбора или все-такт есть что-то, чего Бог бы хотел именно от меня, но не явил Свою волю очевидным образом - так что требуется труд самопознания, чтобы ее понять. Собственно, все эти мои заморочки - на одну тему: сохраняет ли для христианина силу такие императивы, как "познай себя", "будь самим собой" и т.п.

Reply

alexandrg November 27 2007, 16:29:49 UTC
+++или все-такт есть что-то, чего Бог бы хотел именно от меня, но не явил Свою волю очевидным образом+++

Может быть и есть. Но как это узнать, если Он Сам не откроет или не подтолкнет к тому или иному выбору? Самопознание тут не поможет, потому что познать себя - это не то же самое, что познать замысел Божий о себе. Человек ведь - это не только то, чем он является на данный момент, но и то, чем он может стать. А потому, для христианина более приоритетным должно быть не столько "познай себя", сколько "обустрой себя". Общие принципы этого обустройства нам открыты, а их реализация на практике - это уже дело свободного выбора.

Reply

gignomai November 28 2007, 12:11:27 UTC
Ну, что ж, спасибо. Пока :) удовлетворен.

Reply

alexandrg November 22 2007, 17:53:40 UTC
На мой взгляд, Вы делаете ошибку, исходя из того, что логос - это обязательно логос сущности.
Преп. Максим выделял разные типы логосов, а преп. Иоанн этим понятием, по-моему, вообще не пользовался.

Reply

gignomai November 22 2007, 17:59:57 UTC
Спасибо. Второе именно так. И на первую ошибку мне уже указали, т.е. на различие логосов (выше - цитата из прп. Максима). Но я все-таки не вполне понимаю природу ипостасных логосов: если, как утверждает прп. Иоанн Дамаскин, ипостаси различаются только акциденциями, то можно ли их мыслить как замысленные Богом и индивидуальный логос нетварным?

Reply

alexandrg November 22 2007, 18:11:54 UTC
+++если, как утверждает прп. Иоанн Дамаскин, ипостаси различаются только акциденциями, то можно ли их мыслить как замысленные Богом+++

Наверное, за исключением тех акциденций, которые являются грехом и следствием греха.

+++ и индивидуальный логос нетварным?+++

Однозначно. :)

Reply

gignomai November 22 2007, 20:13:40 UTC
Но тогда получается, что по онтологическому статусу акциденции "от Бога" и акциденции "от нас" не различаются. Может ли такое быть?

Reply

alexandrg November 22 2007, 20:32:59 UTC
А что Вы имеете в виду под "онтологическим статусом"?

Reply

gignomai November 23 2007, 08:49:13 UTC
Ну, бОльшую бытийность, если на уровне интуиции. Возможно, речь может идти о поддержке тех свойств, которые "от Бога", логосных, Божественными энергиями.

Reply

alexandrg November 25 2007, 13:57:59 UTC
Простите, затрудняюсь ответить, т. к. все-таки не понимаю, что именно Вы имеете в виду.

Reply

kiprian_sh November 22 2007, 18:56:56 UTC
*выше - цитата из прп. Максима
Эту выборку как раз Александр и делал :)

Reply

alexandrg November 22 2007, 20:34:41 UTC
Киприан, все уже высказались:
http://alexandrg.livejournal.com/14004.html
Жду, можно сказать, только Вас. :)

Reply


Leave a comment

Up