остановиться и оглядеться 4

Oct 26, 2007 12:41

Я ведь не только не имею убеждений, но и не хочу их иметь. Т.е. хотелось бы, но не хочу. В том смысле, что при некоторых идеальных условиях, которые не в моих силах обеспечить, это было бы неплохо - иметь убеждения, но в отсутствии этих условий - никак. ( Read more... )

убеждение, /akula_dolly, /chervyachek, /otgovorki

Leave a comment

Comments 28

mike67 October 26 2007, 09:21:52 UTC
А временные убеждения бывают? Что-нибудь вроде периодов творчества у художников?

Reply

gignomai October 26 2007, 10:40:20 UTC
Ну как? Субъективная убежденность - конечно. Вопрос ведь с убеждениями именно в их постоянстве. Чтобы на одном ряде убеждений (как на кирпичах) строить следующий и т.д. Я об этом.

Reply


Бог прост и верен chervyachek October 26 2007, 14:38:56 UTC
Давайте по частям ( ... )

Reply

Re: Бог прост и верен gignomai October 26 2007, 16:01:20 UTC
Я, Саша, пока ограничусь только последним пунктом - потом, Бог даст, и остальные обсудим.
"Аксиомы религиозного опыта" я читал. Когда-то эта книга мне очень показалась важной и нужной, а сейчас, никак ее не оценивая, не тянусь к ней.
Не нужно понимать "безответственность", о которой я писал, слишком буквально. Я имел в виду ответственность перед делом, коллективным делом, в котором приходится участвовать взрослому человеку - занимать место в строю. В этой ситуации (в строю) человек отвечает перед общим делом и товарищами, не имеет права сомневаться в этом общем деле, проблематизировать его. Совсем другое дело, когда он наедине с собой и Богом. Здесь, как я думаю, наоборот, он должен быть предельно искренен, со всеми своими сомнениями и слабостями. Ответственность по большому счету, может, и бОльшая, но другая. А в том, деловом и боевом, смысле - безответственность.
Примерно это, мне кажется, имел в виду Хайдеггер, когда писал, что требовать от философии полезности значит требовать от нее слишком многого.

Reply

Re: Бог прост и верен chervyachek October 27 2007, 12:11:47 UTC
Я предполагал, что мог не так понять Вашу мысль Владимир. Да и вобще не думал, что откликнетесь на мою путанную мысль, которой я пытался придать хоть какой то, но порядок.
Спасибо, что растолкавали. Действительно хорошо как бы протрезветь. А остальные пункты и обсудить то, судя по всему будет не просто. У меня часто так выходит, что когда пишу, то вижу ясно понятность и последоватьльность мысли. Но зато потом, когда перечитываю, то ужасаюсь...
Давайте договоримся о том, что как только наскучу или порядком насмешу своими комментариями, Вы обязательно мне об этом скажите?
Заглянул по ссылке на сайт Института этнологии. Там не все выпуски открываются целиком, а только почастям. Начал с 11 выпуска. Ваша статья открылась. Начал читать, Мне интересно. Но беда - читаю медленно и больше привык держа книгу в руках. Вы говорили, что он выходил, хоть и малыми тиражами. Может где есть в книжных? Подскажите.
Сошлю еще сюда hubris-ipod, он мог проморгать, а ему это интересно и думаю близко.

Reply

Re: Бог прост и верен gignomai October 27 2007, 12:47:54 UTC
Всегда рад Вашим откликам.
Спасибо за интерес к тому, что я написал. Сами книжки едва ли где найдете, ранние выпуски в РГ б-ке, кажется, есть. Некоторых нет и у меня. Но какие-то есть. Так что, если надо, мог бы дать на время.

Reply


otgovorki October 26 2007, 17:43:35 UTC
"Убежденность - это самотождество, исчезновение в человеке расколов, щелей, смыкание всех противоречий и двусмысленностей. Только «да-да, нет-нет ( ... )

Reply

otgovorki October 26 2007, 18:57:08 UTC
опять опечатка. надо: "чему дал действовать в себе - то и есть ты"

Reply

gignomai October 27 2007, 08:19:53 UTC
Спасибо, что Вы понуждаете меня додумать ( ... )

Reply

PS gignomai October 27 2007, 08:32:58 UTC
Дожму свою линию мысли. Более того, для меня-то (хотя, возможно, это личное и не для всех) покой важнее движения, "мыслестрадание" (здесь важен оттенок не боли, а пассивности) важнее мыследействия и т.д. Углубление, уточнение самоопределения важнее применения его результатов к жизненному действию. Это, по-моему, та же оппозиция, что между "действовать" и "спасаться". Смысл этой жизни - пожизненное самоопределение. Может быть, что-то верное на сей счет в Бардо Тъхёдол: главные моменты жизни - рождение и смерть - как раз моменты не действия (в смысле определенности), а выбора.

Reply


akula_dolly October 27 2007, 08:22:19 UTC
Я полагаю, повторюсь, что Богу не нужны роботы, даже очень совершенные. Раз уж Он дал нам свободную волю, любопытство и способность поддаваться искушениям - и попустил падение - значит, Он хочет, чтобы мы прошли этот долгий путь до конца и вернулись к Нему осознанно и добровольно. Или, говоря словами любимого писателя, осанна должна пройти через горнило сомнений. Тогда она дороже. То есть: мы имеем право в мыслях исследовать все, все возможности,и не обязаны двигаться, как заключенные в колонне: "шаг вправо, шаг влево - считается побег". (В мыслях, повторяю - а в житейской практике в любом случае лучше, конечно, соблюдать заповеди). А те, кто дорогу уже нашел и стоит на ней твердо, - ну благо им - а мы, грешные, не должны лицемерить и делать вид, что мы тоже твердо на ней стоим, если это не так.

Reply

gignomai October 27 2007, 08:34:21 UTC
Здесь мы в согласии.

Reply


seashellfreedom October 26 2023, 16:44:37 UTC
Мне мой Учитель и старший товарищ, учивший меня думать-мыслить, так и говорил: "Философское мышление должно быть безответственным". То есть, безоглядным на авторитеты, практику, политику, идеологию и даже религию. Просто брать и смело, и даже беспечно, думать любую мысль. И как говорил Декарт: "Если вы боитесь и убегаете, то вы уносите свой страх на кончиках ваших шпаг".

Reply

о gignomai October 27 2023, 18:28:42 UTC
Да. Но эта беспечность, теряемая где-то в самом начале жизни - рождаемся-то мы "без пеки", - потом нелегко заново обретается.

Reply

Re: о seashellfreedom October 27 2023, 19:12:25 UTC
Да, согласен.

Reply


Leave a comment

Up