Хороший вопрос :). Я, вообще-то, выписал это, чтобы подумать над смыслом и чтобы, может быть, кто-то тоже подумал. Потому что Хлебников - юродивый поэт, а таким что-то открывается. Мои же предварительные догадки таковы. Число здесь надо понимать не арифметически, а как некоторую формулу, в которую вложено нечто важное о человеке, что ему надо о себе за жизнь разгадать. "Познай самого себя" - как Сократу было сказано. Может быть, это замысел Божий об этом человеке.
А в каком смысле оно своё? Вы же номер имеете в виду? Так он случаен при произвольном пересчете и мог бы быть и другим. ВХ имел, думаю, в виду некое сущностно связанное с человеком число.
это вопрос о том, как упорядочить множество :) ну на самом желе, я думаю, число у человека, конечно, есть - грубо говоря, порядковый номер по рождению. Но к сущности человека оно, скорее всего, не имеет отношения. Верить в такое отношение - это какая-то очень уж явная ересь.
Ну... Смотря как его понимать и какое ему придавать значение. ВХ страдал мистической дальнозоркостью, т.е. логика его не обременяла и он понимал это как обычные арифметические числа. Но если по платоно-пифагорейски видеть здесь нечто большее, то отсюда уже недалеко до "логоса" человека, замысла о нем...
Вообще личное число, насколько мне известно, есть только у одного существа, которое, слава Богу, еще не явилось на свет... Что же касается до математических штудий Хлебникова, то об этом есть у нешибко любимого мною Гаспарова в Записках: последний пишет, что все крупные математики, которых намеренно ознакомили с трудами Х. в данном направлении, вызывались восторженно о его "работах", но восторг свой демонстрировали исключительно приватно :)
Меня в свое время чтение книг В. П. Григорьева почти убедило, что хлебниковские тексты несут сложность, глубину и ценность. Но увы, стоило после этого начать перечитывать самого Хлебникова, и это убеждение рассеялось. В частности, слова о "личном числе", даже если понимать их не совсем уж примитивно, как порядковый номер, а, например, с привлечением нумерологии или толкуя их в расширительном смысле - все равно тривиальная плоскость. Все равно что сказать "каждый человек неповторим" или "каждый человек - загадка" или еще какой-нибудь трюизм. А "число" у него потому, что малость поучился на математическом - но не выдержал бездны премудрости.
Хлебников был болен -- я бы не стал об этом говорить и повторять давно известные сведения, если бы это никак не отражалось на его письме или образе рассуждений. Некий сочинитель может быть душевно болен, но произведения его об этом мало либо вообще не свидетельствуют, а у другого -- болезнь тот же час обнаруживается на письме. В силу известных Вам обстоятельств у меня была возможность познакомиться с писаниями многих душевно больных людей, и потому кое-какую грань между имитацией безумия и подлинным безумием я всё же порой в состоянии провести....
Да дело, собственно, даже не в болезни. В. Р. прав в том, что именно болезнь может приоткрыть щелочку, через которую прорвется некая труднодостижимая истина. Об этом у Достоевского в своем месте хорошо сказано. Вопрос в том, раскрывается ли что-то подобное у Хлебникова - и вот мне кажется, что нет.
У меня есть чувство, никак и ничем не подтверждаемое, что над Хлебниковым близкий круг просто посмеялся, это была такая жестокая шутка - увидеть в нем гения и всякому об этом донести. Впоследствие времени злая выходка утратила свою шуточность, а в Хлебникове волей-неволей разглядели поэта. Это своего рода коллективный психоз, если угодно. Не тем ли нынче занимаются политтехнологи?.. Впрочем, чувство мое может оказаться вполне ошибочным -- тем более что оно интуитивно и тем более что Хлебникова и о Хлебникове я читал чрезвычайно мало...
Вы, я думаю, правы и в первом, и во втором. Он сам был не очень вменяем и, кажется, всерьез занимался глобальной бухгалтерией. Но какая-то подсознательная интуиция выводила его к вещам любопытным. И я бы эти числа понимал бы именно по-пифагорейски.
Comments 27
Reply
Мои же предварительные догадки таковы. Число здесь надо понимать не арифметически, а как некоторую формулу, в которую вложено нечто важное о человеке, что ему надо о себе за жизнь разгадать. "Познай самого себя" - как Сократу было сказано.
Может быть, это замысел Божий об этом человеке.
Reply
Reply
Reply
ну на самом желе, я думаю, число у человека, конечно, есть - грубо говоря, порядковый номер по рождению. Но к сущности человека оно, скорее всего, не имеет отношения. Верить в такое отношение - это какая-то очень уж явная ересь.
Reply
Reply
Reply
Что же касается до математических штудий Хлебникова, то об этом есть у нешибко любимого мною Гаспарова в Записках: последний пишет, что все крупные математики, которых намеренно ознакомили с трудами Х. в данном направлении, вызывались восторженно о его "работах", но восторг свой демонстрировали исключительно приватно :)
Reply
В частности, слова о "личном числе", даже если понимать их не совсем уж примитивно, как порядковый номер, а, например, с привлечением нумерологии или толкуя их в расширительном смысле - все равно тривиальная плоскость. Все равно что сказать "каждый человек неповторим" или "каждый человек - загадка" или еще какой-нибудь трюизм. А "число" у него потому, что малость поучился на математическом - но не выдержал бездны премудрости.
Reply
Reply
Reply
Впрочем, чувство мое может оказаться вполне ошибочным -- тем более что оно интуитивно и тем более что Хлебникова и о Хлебникове я читал чрезвычайно мало...
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Leave a comment