таинство покаяния без исповеди?

Dec 06, 2012 13:12

В фильме "Поп" есть эпизод, один из ключевых. Священник Василий служит на окупированной немцами территории в деревенском храме, где при Советах был клуб. Молодой партизан Алексей из этой деревни, у которого немцы убили любимую девушку, приходит в церковь (здесь начиналась его любовь) убить священника - для него тот предатель и символ зла, отнявшего ( Read more... )

покаяние, кино, исповедь

Leave a comment

Comments 45

sadovnica December 6 2012, 14:18:17 UTC
Не соответствую Вашим критериям компетентности, но у меня есть версия ответа. Вопрос ведь не столько в том, видел ли поп, проявлял ли парень и т.д., сколько в том, что проявил поп. А он именно проявил, то есть впервые как реальность предъявил этому парню такую любовь к человеку, что и свою смерть заранее просит простить будущему убийце. И он сам и сдвигает парня этим к другому состоянию души.

Reply

gignomai December 6 2012, 14:42:18 UTC
Я согласен с тем, как Вы понимаете то, что сделал поп. Но ведь он едва ли мог это сделать по отношению к любому. Думаю, и не взялся бы. Значит, все-таки что-то в нем увидел.

Reply


birr December 6 2012, 16:07:04 UTC
а разве можно отпустить чей-то грех без его желания?
т.е. мне кажется, что в этом случае не имело место ни покаяние, ни отпущение грехов.

Reply

gignomai December 6 2012, 17:48:32 UTC
Формально, по канонам, это и мне/ вполне профану, очевидно. Но в комментах ссылаются на т.наз. "глухую исповедь", которую принимают у не могущих говорить и даже бессознательных. Ну, и на чудо любви и милости, опережающее покаяние и его вызывающее к жизни, по примеру Христа, отпустившего грехи блуднице.

Reply

birr December 6 2012, 17:52:07 UTC
но в случае глухой исповеди предполагается, что покаяние все же есть. а тут нет на это и намека.
относительно Христа, отпустившего грехи блуднице, я не понял.

Reply

gignomai December 6 2012, 20:19:30 UTC
Мне это сейчас представляется так. Есть два разных действия (некоторые авторы комментов и, возможно, создатели фильма их не вполне различают) - прощение обидчика (дело всегда благое, независимо от покаяния) и отпущение грехов священником в таинстве покаяния, которое, Вы совершенно правы, без покаяния невозможно. Евангельский эпизод, когда Иисус отпустил (здесь, я думаю,так можно сказать) грешнице, дело иное, поскольку это действие Бога, а не священника от имени Бога.
Возможно ли что-то противопоставить этой логике? Я допускаю такой ход мыслей у священника. Он либо обладает провидческим даром и прочитывает в душе у человека способность раскаяния, ростки его (психологически там, в фильме это правдоподобно: Леха не бандит, его гнев отчасти праведен), либо так верит в милосердие Божие, так рассчитывает на Его помощь, что решается совершить таинство "авансом". И по фильму (тоже, надо сказать, правдоподобно) парень, ничего не смыслящий в таинствах и видящий в поступке попа лишь готовность ответить добром на зло, явно прозревает... Как-то

Reply


kiprian_sh December 7 2012, 03:43:53 UTC
Мне кажется, что авторы имели в виду некое прозрение священником имеющего быть в будущем покаяния (метаноии). Как бы ответ ему заранее.

Reply

gignomai December 7 2012, 07:40:09 UTC
Да-да, я так тоже понимаю. Вопрос только в том, как Церковь на это смотрит.

Reply

kiprian_sh December 7 2012, 07:59:19 UTC
А как тут смотреть? Формально он не прав. Но если он действительно видел эту возможность, то прав в главном. У свт. Иоанна Златоуста есть такое изречение: "Если Бог увидит, что мы обратились к добродетели, и уклонились от греха, и ревнуем о совершении добрых дел, то примет наше обращение и, освободив от бремени грехов, подаст нам дары Свои". Может, Господь исполнил Своею силою отпущение грехов священником, когда свершилась метаноия в душе партизана.

Reply

gignomai December 7 2012, 08:08:21 UTC
Хорошо.

Reply


Leave a comment

Up