Александр Зиновьев о Сталине и сталинизме

Nov 10, 2012 16:18

Оригинал взят у varjag_2007 via sq_trelony в Александр Зиновьев о Сталине и сталинизме

image Click to view



Рабочая запись интервью А.А.Зиновьева для фильма о Сталине и сталинизме.
Фильм не был сделан. Интервью без купюр.

В интервью А.А.Зиновьев рассказывает о сути сталинизма, как социального и исторического явления, его роли и месте в нашей истории, о своей жизни в ту эпоху

коммунизм, война, Россия

Leave a comment

gignomai November 17 2012, 15:37:05 UTC
в более чем двухчасовом выступлении о сталинизме он о них почти ничего не говорит ( ... )

Reply

Re: пока здесь gignomai November 18 2012, 19:54:38 UTC
Позицию Ильина нужно довыяснить, не знаю точно.
Речь, прежде всего, о насилии. И о ситуациях массового насилия, связанного 1) с ожесточением, неизбежной душевной порчей, и 2) с неизбежным риском гибели невинных.
Здесь не евангельские темы вспоминаются, а ветхозаветные ("до мочащегося к стене").
Я сейчас не оправдываю, а пытаюсь самый проблемный, болевой узел нащупать.
И примеры хочется привести из "приличных" - столыпинские военные суды, колчаковские массовые казни (это ведь православные люди, не сомневаюсь, искренне верующие).
Давайте, вглядимся в эту ситуацию.

Reply

Re: пока здесь tugodum November 18 2012, 20:04:51 UTC
мы, кажется, собирались отвлечься от исторической конкретики :)
эти примеры мне, увы, ничего не говорят.
я их "не чувствую".
и главное: здесь насилие в рамках, м.б. и "безнравственного", но официального принятого ЗАКОНА.
это более "тонкий" случай.
а я предлагаю начать с простого.
например: фальсификация рез-тов выборов (допустим, в пользу кандидата объективно более "харизмо-властного").

Reply

Re: пока здесь gignomai November 18 2012, 20:14:15 UTC
на простой вопрос - простой ответ: фальсификация, как всякая ложь, плохо.
но мне-то кажется, что именно такие простые случаи для философского анализа малоинтересны, начинается же оценка их сравнительной важности, распределения персональной ответственности и т.д. Для одних они основание для приговора власти, для других что-то вроде бытовой грязи.
Я пытаюсь найти самую-самую точку.

Reply

Re: пока здесь tugodum November 18 2012, 20:19:15 UTC
"плохо"--слишком простой ответ в нашем контексте. уничтожение невиновных ведь тоже "плохо".
почему первый случай для Вас "малоинтересен", если второй--нет?

Reply

Re: пока здесь gignomai November 19 2012, 06:19:37 UTC
Так я же объяснил. Потому что он попадает в "серую зону" политических трюков, мало отличаясь от, скажем, использования преимуществ власти в пропаганде, от использования политтехнологий вообще и т.д. Да, если доказана фальсификация, это ложь, значит плохо, нарушение закона - значит, плохо. Но уже важность этого зависит от масштабов и мн. др. Например, фальсификация, изменяющая результат выборов на противоположный, или практически не сказавшаяся, произведенная по прямому приказу или от усердия снизу... Запутаешься, неинтересно.
Я уже нашел тему. Она - от Вас: цель и средства. И парадигматический материал - война. Попозже продолжу.

Reply

Re: пока здесь tugodum November 19 2012, 06:36:47 UTC
Ок. жду. пока остротЫ не чувствую, т.к. в случае войны как раз средства целями оправдать сравнительно легко.
и ведь зависит ещё от характера войны.
англичане вон Индию завоевали--и что?
Индия только выиграла от этого.

Reply

revoltp November 17 2012, 20:09:08 UTC
И даже Черчилль замечал,что сталин плохо подготовил Россию к войне. Катастрофу с 1941 трудно не заметить. При том,что в отличие от Франции или Англии - СССР готовился к войне с 1930 года,если не раньше (с конца НЭПа).
Попытки оправдания Сталина сводятся здесь по сути к одной мысли:"Вы тогда не жилиине можете судить.Вы не руководили страной и не можете судить..." Что ж. Тогда нельзя судить ни Гитлера, даивообще никого,кто убил болеетыщи человек.

Reply

gignomai November 17 2012, 20:17:59 UTC
Вы сильно упрощаете.

Reply

gignomai November 17 2012, 17:58:04 UTC
Резюмирую то, к чему мы пришли - как я это вижу.
Зиновьев, полемизируя с теми, кто видит в Сталине лишь преступного тирана, палача, указывает те государственные задачи, которые С. пришлось решать и которые он решил. Вы считаете его позицию односторонней, потому что он ни словом не говорит о жертвах сталинизма. Думаю, что Вы его упрощаете. Останемся каждый при своем.
Вы занимаете как раз ту позицию, с которой полемизирует З.: считаете Сталина преступником, виновником гибели множества людей и нравственной порчи народа. Видения и даже готовности признать существование задач, которые приходилось решать Сталину, я у Вас не заметил. Напротив, Вы сопротивлялись всем моим попыткам на них указать. Вашу позицию я понимаю, уважаю, но считаю односторонней.
Я пытаюсь удерживать оба плана. Считаю, что это и более справедливо, и более продуктивно.
Повторяю, гений и злодейство, на мой взгляд, совместимы. Это к вопросу о личной вине Сталина в тех или иных совершавшихся тогда злодеяниях. Я не собираюсь его ни в чем оправдывать. Я обсуждаю не это.

Reply

tugodum November 17 2012, 18:17:03 UTC
* Напротив, Вы сопротивлялись всем моим попыткам на них указать.
------------
жаль, что у Вас сложилось такое впечатление.
мои вопросы--в том что, касалось топики достижений Сталина--были направлены на прояснение Ваших указаний, а вовсе не на "сопротивление" им.

* Зиновьев, полемизируя с теми, кто видит в Сталине ЛИШЬ преступного тирана
-----------------
а я полемизирую с теми, кто отказывается видеть в нём преступника.
это НЕ значит, что я отказываюсь видеть его заслуги (а вижу в нём "лишь преступного тирана").
я ведь не возражал ни Вам, ни Зиновьеву, что-де заслуг у Сталина перед страной никаких нет.
несправедливо приписывать мне такую т.зр.
у преступника вполне м.б. заслуги, и большИе (не меньшие, чем его преступления).

Reply

gignomai November 17 2012, 18:31:02 UTC
я ведь не возражал ни Вам, ни Зиновьеву, что заслуг у Сталина перед страной нет. несправедливо приписывать мне такую т.зр.
у преступника вполне м.б. заслуги, и большИе (не меньшие, чем его преступления).
----
по-моему, это исчерпывает спор. Я ведь тоже за признание сложности - и человека, и исторического процесса. Возможно, некоторое ожесточение с моей стороны, было связано с тем, что я слишком часто сталкиваюсь с людьми, 1) для которых Сталин - злобное, тупое, кровожадное чудовище и ничего больше и 2) (теми же или другими) для которых нет ничего ценного, кроме индивидуальной жизни, свободы и благополучия, а служение и жертва - предрассудки хомо советикус, оболваненного коммунистами. Я не о Вас, разумеется, просто они пользуются подчас сходными аргументами.

Reply

tugodum November 17 2012, 18:44:42 UTC
прекрасно.
только вот "служение" как выбор индивидуальной свободы --это одно, а рабское принуждение ("добровольно и с песнями")--другое.
когда ты сам свободно себя приносишь в жертву--это одно, а когда кто-то другой (пусть даже от имени всего народа) тебя приносит в жертву--это другое.
поэтому без индивидуальной свободы подлинного "служения и жертвы" быть не может.
Вы согласны?

Reply

gignomai November 17 2012, 18:55:56 UTC
Согласен.
Но! Бывают ситуации (не дай мне Бог в такой оказаться), когда ради общего блага приходится принуждать. Посылать, например, солдата в бой.

Reply

tugodum November 17 2012, 19:46:40 UTC
конечно.
но! (>:) важно не называть это высокими словами.
чтобы не девальвировать понятия.

Reply

gignomai November 17 2012, 20:07:40 UTC
Полностью согласен.

Reply


Leave a comment

Up