два разных явления или два разных взгляда на сходное

Oct 22, 2010 15:55


"Твоя способность хорошо говорить о Гомере - это, как я сейчас сказал, не искусство, а божественная сила, которая тобою движет, как сила того камня, что Эврипид назвал магнесийским... Камень этот не только притягивает железные кольца, но и сообщает им силу делать в свою очередь то же самое, т.е. притягивать другие кольца, так что иногда ( Read more... )

Исайя, Платона Ион, Василий Великий

Leave a comment

Comments 23

trita October 22 2010, 12:33:32 UTC
Пророк у него мыслит, но мышление пророка это не мышление "просто" а качественно иной уровень восприятия. В то время как блаженные (если интерпретировать "исступление") являют собой некую крайность, исключение из правила, к которому нужно относиться соответственно, исходя не из формального пророчества, а всегда в первую очередь из источника этого пророчества.

По-моему так )

Reply

gignomai October 22 2010, 14:04:22 UTC
Конечно, не мышление "просто", в смысле логического умозаключения, скажем. Но умозрение, видение идеального. На мой взгляд, Василий (как и Сократ) различает два случая: в одном случае мы имеем медиума, через которого некто вещает, а он сам не различает смыслов, которые доносит; в другом - увиденное или услышанное распознается разумом как то или это. Пророк для Василия - второго рода. Он бы мог при необходимости толковать себя не хуже, чем это делает сам Василий.

Reply

trita October 22 2010, 14:14:25 UTC
Именно. Медиумизм всегда есть риск "вещания" ложного источника откровения, которое остаётся "откровением" лишь формально.

Reply


halom October 22 2010, 12:42:19 UTC
спасибо за интересное наблюдение!
Очень характерное отличие проявляется в этом тексте св.Василия от мыслей сирийских отцов (типа св. Исаака), где для мистика совершенно обычно быть восхищенным в экстатическом переживании и не иметь возможности выразить свой опыт рациональным языком (о чем, например, ап.Павел сокрушается в 2Кор12).
Мне кажется, что в этом виден край, к которому подходил сам св. Василий, отказывая Богу и Духу в тех действиях, котороые сам считал неприемлемыми (исступление, изумление), т.е. те, где человек теряет контроль над ситуацией:))

Reply

gignomai October 22 2010, 14:06:37 UTC
К расстановкам, по-моему, имеет отношение - вот уж Василий бы точно не одобрил :)

Reply

halom October 22 2010, 20:27:15 UTC
да вот и не знаю, если человек трепетно относится к традиции и интерпретации этой традиции, то с родовым сознанием у него все в порядке... а там уж и до пророчества недалеко:)))

Reply

gignomai October 22 2010, 20:55:45 UTC
Ну, эту тему при встрече, надеюсь, продолжим.

Reply


eus_hieronymus October 22 2010, 15:25:55 UTC
А ведь легко можно допустить и историческую связь между двумя приведёнными вами цитатами. Естественно ожидать от Василия представления пророчества "настоящей философией", не правда ли?

Reply

gignomai October 22 2010, 16:04:46 UTC
Ну, что от него больше, чем от других, пожалуй. Но все-таки богослова приравнять к философу, да, но пророка...

Reply

eus_hieronymus October 22 2010, 17:38:05 UTC
Это ведь ещё давняя история, от Филона и др. Интересно, что эти давние споры очень актуальны, в свете развития историко-критической библеистики: ещё пятьдесят лет назад делалось всё возможное чтобы развести пророческое и экстатическое.

Reply

gignomai October 22 2010, 18:55:08 UTC
Понимаете, мне в этой связи интересны не столько реальные исторические персонажи, воплощавшие в своей жизни философствование или пророчество (там возможны смешения, градации и т.п.), сколько сами типы служений и призваний. Скажите, пожалуйста, Вы признаете различие до противоположности поэтического или мистического вдохновения с одной стороны и рефлексивного мышления, предполагающего ясное сознание используемых средств и произвольное, ради достижения результата, их применение с другой? Если да, то что в этом плане можно сказать о пророческом служении? То ли оно (в чистом виде) относится к одному из полюсов, то ли сами пророческие служения можно типологизировать, не так ли?

Reply


dorogapodlunoj October 22 2010, 20:03:08 UTC
а какая его конечная цель?

Reply

gignomai October 22 2010, 20:07:35 UTC
Чья?

Reply

dorogapodlunoj October 22 2010, 20:15:51 UTC
св. Василия? К чему это

Reply

gignomai October 22 2010, 20:35:41 UTC
Ему важно как воспринимать говоримое пророком, которого он толкует: как суждения разумного человека, которому открылось нечто от Бога, или как видения исступленного, который и свои фантазмы и бред можэет принять за истину.

Reply


Leave a comment

Up