Фихте: действительное - недействительное

Apr 21, 2010 18:19

"То половинчатое, мечтательное и рассеянное сознание, та невнимательность и отсутствие мыслей, которые составляют характерную черту нашей эпохи и являются сильнейшим препятствием для глубокой философии, это именно и есть то состояние, когда не погружаются целиком с головой в предмет, не углубляются в него и не забывают себя; но шатаются и ( Read more... )

реальность, Фихте, действительность

Leave a comment

Comments 18

remi_jakovlevic April 21 2010, 14:51:38 UTC
"действительно происходящее (= наполняющее данный момент твоей жизни) - то, что "отрывает тебя от тебя самого"."

поделюсь-ка и я читаемым, смешное совпаденьице:

"Наполняющее данный момент твоей жизни" индийский философ Нагарьюна (VIII в.) называл... переживаемой "пустотой" (śunyatā)! (Нагарьюну принято сравнивать с Кантом, но фихтеанский след интересен, надо посмотреть)

Reply

gignomai April 21 2010, 17:28:16 UTC
А не дадите ссылку? У меня есть большая книга о Нагарджуне, где и переводы его текстов.

Reply

remi_jakovlevic April 22 2010, 09:16:07 UTC
Ой, -джу-, латиница подвела, и век я указал, кажется, не тот.
На него я вышел случайно, через другие источники. Советую поискать śunyatā
здесь
http://indica-et-buddhica.org/sections/repositorium-preview/materials/nagarjuna/digital-texts/folder_view

Reply

remi_jakovlevic April 22 2010, 09:41:50 UTC
Прекрасные определения śunyatā приводятся в пику логицистам в Vigrahavyāvartanī, XXII

Reply


trita April 21 2010, 15:49:44 UTC
Интересно тогда: "глубокая философия" (которая с полным "забыванием себя") - это полная рассеянность сознания или полная его концентрация? :)

Reply

gignomai April 21 2010, 17:32:55 UTC
Думаю, и то, и то :) Но Ф. имел в виду, надо полагать, 2-е.

Reply

trita April 21 2010, 17:35:41 UTC
В том то и прикол, что второе несовместимо с полным "забыванием себя", а первое - с глубокой философией :)

Reply

gignomai April 21 2010, 17:41:45 UTC
Ну про первое ладно, про философию вполне рассеянных мы не знаем. А почему это второе несовместимо? Ф. же не имеет в виду поглощенность предметом без выхода в рефлексию, а способность быть поглощенным.

Reply


a_kleber April 21 2010, 16:16:42 UTC
Я вот тоже об этом подумала. Похоже, Фихте признает только момент ясного сознания, т.е. концентрации внимания на чем-то - все остальное не считается (мимолетное воспоминание может выдвинуться на первый план и "заслонить" некое действие производимое тогда уже бессознательно).

Reply

gignomai April 21 2010, 17:35:36 UTC
Да, похоже, так. Я еще не дочитал, интересно, как он все дальше построит на этом.

Reply


sergius_v_k April 21 2010, 17:28:37 UTC
Ну да, это энергия Аристотеля, или актуальность схоластов.

Reply

gignomai April 21 2010, 17:37:57 UTC
Но у Аристотеля это не про сознание. А у схоластов как?

Reply

sergius_v_k April 21 2010, 17:46:55 UTC
И у того, и других про все: различие бытия в возможности и бытия в действительности.
Да и у Фихте не просто про сознание. Он же не исходит из разделения на сознание и бытие в привычном смысле.

Reply


Leave a comment

Up