Прощай, Фалес!

Jun 15, 2007 17:15

С Фалесом я, будем считать, закончил. На сей раз поступаю так: здесь выкладываю понимание, к которому пришел, а в отдельном посте тексты, на которых это понимание основывается с пояснениями относительно перевода и толкования.

В истории, в длящемся веками философском диалоге говорят три Фалеса, А, В и Г.
Read more... )

понимание, Бог, душа, метафизика, энергия, /lupandin, ум, бесконечность, /birr, /kiprian_sh, физика, /rechi_k_bogu, Фалес, Цицерон, вода, /humanitor

Leave a comment

Comments 19

ex_humanito June 15 2007, 14:15:24 UTC
Каждый волен, конечно, сам устанавливать пределы собственного интереса. Только вот прощальный вывод пока не очень ясен. Мы встречались с одним Фалесом, а расстаемся с тремя. Как это понимать? Фрагменты следует разделись на три части? Указать трех исторических персонажей в качестве авторов? Или это просто метафора? Тогда вопрос: противоречат ли "Фалесы" друг другу? Во всяком случае фиксируется некое "различие между метафизикой Фалеса В и физикой Фалеса А". Если противоречат, то что отсюда следует? Тексты испорчены/отредактированы? А если нет противоречия, то зачем метафора? Ведь, казалось бы, можно сказать, например, что Ф. имел такие-то и такие физические, метафизические и теологические взгляды? (Оставляю в скобках сомнение в применимости этих эпитетов к квалификации мысли досократиков, меня интересует лишь логика данной презентации мысли Фалеса.)

Reply

gignomai June 15 2007, 15:04:19 UTC
Мне казалось, что из предъявленного ясно (м.б. только что выложенная текстологическая часть что-то допрояснит), что 1) установить границы подлинного Фалеса невозможно в принципе (думаю, что именно поэтому, никто, насколько мне известно, такой реконструкции и не предпринимал); 2) что меня интересует то, как он был "услышан" и понят последующими философами и какой толчок они от него получили (об этом я и здесь сказал, и это следовало из заявленной мною цели долгосрочного розыска - http://gignomai.livejournal.com/21192.html#cutid1); 3) "три Фалеса" - это три линии "наследования" Фалесу. "Прощай" поэтому означает не то, что в Фалесе больше нечего понимать, а что я в своем движении его оставляю и иду дальше ( ... )

Reply

ex_humanito June 15 2007, 16:12:15 UTC
1. "Границы подлинного Фалеса" установить невозможно. Достаточно ограничиться декларацией? "текстов нет. Есть пересказы" - здесь ничего не надо прояснить по-подробнее? Иначе встает вопрос, о том кому и чему соответствует имя Фалес в наших рассуждениях ( ... )

Reply

gignomai June 15 2007, 16:52:56 UTC
*"Границы подлинного Фалеса" установить невозможно ... здесь ничего не надо прояснить по-подробнее ( ... )

Reply


lupandin June 15 2007, 16:28:16 UTC
А вот Цицерон писал о Фалесе: Thales enim Milesius, qui primus de talibus rebus quaesivit, aquam dixit esse initium rerum, deum autem eam mentem, quae ex aqua cuncta fingeret. (Диалог "О природе богов", кн.1, гл. 10, п. 25). См. здесь:
http://www.uah.edu/student_life/organizations/SAL/texts/latin/classical/cicero/denatdeorum11.html

Reply

gignomai June 15 2007, 16:56:17 UTC
Спасибо. Но я учел это свидетельство - см. текстовое приложение http://gignomai.livejournal.com/24024.html#cutid1

Reply

lupandin June 16 2007, 06:53:48 UTC
Действительно. Не заметил. Я бы только перевел: "Вопрошал о таковых вещах".

Reply

gignomai June 18 2007, 07:17:19 UTC
Спасибо, Ваш перевод, конечно же, лучше. Я, не зная латыни, взял готовый.

Reply


birr June 15 2007, 18:25:33 UTC
в патристике потом эта фалесова безначальность Бога (=нерожденность) откликнется..

Reply

gignomai June 18 2007, 06:39:46 UTC
Ага. Это-то и подогревает мое любопытство.

Reply


kiprian_sh June 15 2007, 18:38:32 UTC
Очень интересно. И практически со всем согласен. Только не совсем понял, как "... и Ветхий денми ceдe, и одежда Его бела аки снег, и власы главы Его аки волна чиста" или иконы "Вехого денми" здесь у Вас оказались увязаны.

Reply

gignomai June 18 2007, 07:23:51 UTC
Мне показалось, что Фалесово "старше всех вещей Бог" как-то перекликается с видением и иконописным образом, но готов признать некоторую натянутость сближения.

Reply

kiprian_sh June 18 2007, 08:42:46 UTC
Я-то подумал, что Вы как-либо "аки волна чиста" связываете с "водой" Фалеса. Но это показалось слишком просто, потому и уточнил. :)

Reply


rechi_k_bogu June 17 2007, 08:29:01 UTC
В рамках физики «душа» - это «всего лишь» принцип самодвижения, то, что в современной физике фиксируется в понятии «энергия». В метафизике душа - это орган космического Ума.

А почему нельзя полагать, что "физическая душа" как раз и есть "орган космического Ума"? Ведь "физическая душа" - это наверно всё-таки нечто живое, нечто хотя бы чуть-чуть одухотворённое, наполненное неким внутренним смыслом?

Reply

gignomai June 18 2007, 07:29:54 UTC
Так очень даже можно, по-моему. Мысля так, Вы преодолеваете совершившееся в истории расхождение механистической физики и метафизики всеобщей одушевленности. Мне этот ход мысли близок.

Reply


Leave a comment

Up