сибирская экспедиция 12 (Виссарион 1): что это? где это? с какой стороны смотреть?

Aug 15, 2008 08:00

Ну вот, я подошел к тому, что сам считаю ярчайшим впечатлением поездки, к трехдневному пребыванию в селах, где живут виссарионовцы. Я еще будучи там стал думать, как лучше об этом рассказать. Трудность та, что (1) мои собственные впечатления и суждения неоднозначны и (2) рассказывая (уже есть опыт), сразу сталкиваешься с готовым уже и весьма жестким представлением, сквозь которое все воспринимается. В результате я решил двигаться как бы от внешнего к внутреннему. При всей неочевидности смысла этой оппозиции можно, я думаю, условно географию, природные условия, экономику, внешние стороны быта и демографию отнести к самому внешнему слою, социальные отношения и мораль - к среднему, а вероучение и то, что ближайшим образом его выражает - к внутреннему. Попробуйте поэтому на время отвлечься от того, что речь идет о религиозной общине с весьма экзотической доктриной, и послушать рассказ о людях, которым не нравится, как живут в остальной России, и которые съехались в малонаселенное место, чтобы устроиться там по-своему. Своего рода "эпохэ".
Для меня такое восприятие было вполне естественным, поскольку "великого сектоведа" Дворкина я про них не читал (и слава Богу, сейчас посмотрел: сплетни и скороспелые, злобные обобщения) и смотрел и слушал вполне непредвзято.
Оборотная сторона этой ситуации: не задал некоторых "острых" вопросов. А на вопросы, надо сказать, там все отвечают очень охотно. И "спрашивай - отвечаем" началось уже в машине, на которой нас везли в Черемшанку.
Итак, сев на курагинский автобус в Минусинске, мы позвонили "принимающей стороне", Вяч. Лопатину, когторый и приехал за нами в Курагино на своем стареньком, подаренном отцом жигуленке.
В Черемшанке он живет в избе, купленной шесть лет тому назад (приезжая к Тане на семинар, он еще не был виссарионовцем), с женой Ирой, двумя дочерьми и двумя сыновьями от первых браков каждого и трехлетним общим Севой. Слава и Ира - учителя, причем Слава - основатель и директор виссарионовской школы в Черемшанке (есть и гоударственная). Школу он и создал, сначала в собственном доме, а потом получил для этого прекрасное трехэтажное деревянное здание... Вот уже и начинаются всякие чудеса. Здание принадлежало бывшему зам. министра путей сообщения Белоруссии, который, уверовав, перехал сюда жить и привез с собой состав всякого скарба, включая этот разобранный на бревна дом. Собрал его, а потом сказал, что для него он велик, построил невдалеке избу, а этот отдал под школу. Это вообще одна из любимых тем рассказов виссарионовцев и о них: всякая "знать", бросившая успешную жизнь "в миру" (их выражение) и прехавшая сюда. ТВ рассказало всем о об эстрадной певице Владимирской (во время нашего пребывания она гастролировала, она этого не бросает). Показывая нам деревню, Слава как-то указал рукой на пастуха - сына президента Гагаузии (это "непризнанная республика" на юге Молдавии). По привычке к знати относят и иностранцев - показывают "немецкий дом", где какие-то немцы навсегда осели; "китайский дом", живущие в нем китайцы, правда, давно обрусевшие, но домик построили в китайском стиле, с загнутыми вверх углами крыши.
Объективка (со слов Славы, но в интернете цифры близкие и без ссылки на надежные источники): ок. сорока деревень и примерно 7 тыс. человек в Красноярском крае. Мы два дня ночевали в Черемшанке, у Славы с Ирой, третью ночь - в Петропавловке, второй, как бы "светской" столицы Виссарионии. В совсем прежде ненаселенном месте, на оз. Тиберкуль, находится "город Солнца", где живет элита общины, а невдалеке, выше в горах - "Небесная Обитель", жилище самого Виссариона.
Почему они поселились именно здесь, стало ясно уже по пути в Черемшанку. Восторг перед сибирской природой, не оставлявший нас все время путешествия, здесь достиг апогея. Вот фотки, снятые в дороге:
















Вечером дня приезда Слава свозил нас в Петропавловку, показал тамошнюю церковь (об этом потом) и "Минусинский дом", двухэтажный деревянный дом, где первоначальная "Семья" жила в Минусинске; его перевезли сюда и он стал местом собраний и т.п. Экстерьер Дома оказался не снятым (опять-таки, наверно, видео перехватило инициативу), но вот пару фоток внутри. На стене, как и во всех общественных зданиях, картины Виссариона; здесь очень гордятся тем, что "Учитель" - художник, причем получивший премии на выставках; сейчас его картины почти все время "гастролируют". Пишет он, стараясь подражать (и довольно успешно) старым реалистам: натюрморты с полуочищенным лимоном и иллюзионистски прописанной фактурой, пейзажи, портреты... И его портрет, один и тот же. Очевидно, что внешность Виссариона - один из мощных факторов его обаяния, для женщин в особенности, хотя на мой вкус, уж больно "сладостен", как на лубочных иконах Спасителя...







Неслучайно и пианино на втором фото, гда наши со Славой спины, этот предмет здесь нередок не только в общественных зданиях, но и в частных домах. Народ-то в основном - приезжая гуманитарная интеллигенция. Да и - позже я об этом скажу подробней - искусство, музыка занимают в их жизни, особенно в воспитании детей место большое...
Детей - очень много. По три-четыре ребенка в семье - норма. Дети выглядят здоровыми и веселыми. Это, кстати, важный пункт, на который стараются обратить ваше внимание. Дело в том, что "последователи" (так Слава в разговоре называл членов общины) - строгие вегетарианцы, и первоначальная враждебность к ним местных была, в частности, связана с тем, что они детей мяса лишают. "Вон, посмотрите, каковы наши вегетарианцы!" - говорил нам наш хозяин, показывая на загорелых и крепко сбитых своих учеников, прыгающих с камня в холодную воду р. Кизыр.
Сейчас отношения с аборигенами вроде бы вполне мирные. Сами виссарионовцы утверждают, что они спасли этот регион от полного обезлюдения - народ разбегался, оставшиеся спивались. Сейчас, говорят они, и местные не торопятся уезжать, жизнь здесь налаживается. Хотя быт местных и виссарионовцев попрежнему сильно отличается и, догадываетесь, наверно, в чью пользу - достаточно сравнить туалеты (обычные, деревенского типа). В государственном магазине продают то же, что и по всей стране, в виссарионовском отсутствуют алкоголь, курево и мясорыбное.
С гордостью сообщают, что нынешний глава муниципалитета - "последователь". Глава региона очень благорасположен. И даже губернатор Хлопонин лично приезжал, беседовал с "Учителем" и уехал вполне довольный увиденным (за что, говорят, в СМИ его осуждали как потаковщика сектантам). В "Последнем Завете" (о нем позже) я, кстати, прочел, что первый из официальных чиновников, без враждебности отнесшийся к нарождавшейся тогда только общине, был представитель президента по Сибири; он дал им несколько практических советов о том, как ладить с государством и окружающим населением, которым они и последовали. Ну, ведь ясно же, что у властей нет причины быть ими недовольными. Они законопослушны, платят налоги, здесь нет преступности (милиция только охраняет их праздники - на случай инцидентов, которые могут затеять гости со стороны, вход-то свободный). Я спросил про службу в армии - служат, на альтернативной службе, в основном строителями.
Ну вот, самое время о занятиях и вообще хозяйственной жизни. В следующем постинге.
Previous post Next post
Up