Читая Декарта

Nov 07, 2022 15:57


Не убеждай себя и не позволяй убеждать себя, что ты таков, ка­ков ты не есть, что ты познал то, что тебе не совсем ясно, что ты веришь в то, в чем, в сущности, сомневаешься или должен бы сом­неваться! (Декарт в пересказе Куно Фишера).

И в этой связи один Einsicht. Доводилось встречаться с тем, что слова Ангела Апокалипсиса о тех, кто «ни холоден, ( Read more... )

сомнение, Декарт

Leave a comment

Comments 6

ne_sbylos November 7 2022, 13:21:37 UTC
это если ничего делать не надо
а так-то - любой деятель в моменте с необходимостью таков каков он есть и всё ему ясно
а вера и предполагает сомнение - тут нет места противопоставлению

Reply

gignomai November 7 2022, 14:29:29 UTC
Да, насчет "делать" я согласен. Декарт и подчеркивал, что мир менять не собирается, только мышление.
Тут еще и другой аспект. Сомневающемуся в каких-то практических вопросах, ясно, что делать: прояснять основания возможных действий. Для меня это именно так.

Reply

pavel_g_m November 9 2022, 09:23:51 UTC

А прояснять основание возможных действий можно всю жизнь. Действия не требуют оснований.

Reply

gignomai November 9 2022, 10:46:00 UTC
Не согласен.

Reply


pavel_g_m November 9 2022, 09:26:37 UTC

Я думаю, что равнодушие - это тривиальный случай, это для морализаторского понимания.
О чем слова Ангела Апокалипсиса?
(15) «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!»
«Знаю твои дела» - речь идет не о равнодушии, а о делах.
Применительно к современной реальности, проблема не в равнодушии, а в сомнении, о котором говорит автор поста, но особом сомнении - сомнении как способе не совершать выбор между «холодным и горячим». Что может быть достоверным, доказательным, разве, что только доказательства математики? Все сомнительно, и это сомнение разрешает не делать выбор, занять некоторую интеллектуальную высоту над ситуацией. А если ситуации является острой, то «интеллектуальные попытки померить её лекалами наивной «мирной жизни» в сущности выражают не более чем протест, своего-рода ментальный аналог истерики, риторическая суета в поисках угла интеллектуальной безопасности, а его нет». Но современный человек часто считает себя интеллектуально богатым для занятия такой высоты над ситуацией. Но
(17) Ибо ( ... )

Reply


Leave a comment

Up