Прочитал у Ильенкова в "Диалектической логике" (замечательный, надо сказать текст и замечательный автор), что Спиноза считал неправильным определять круг как фигуру, у которой равны прямые, соединяющие центр с окружностью, поскольку такая дефиниция "совсем не выражает сущности круга, а только некоторое его свойство», к тому же свойство производное
(
Read more... )
Comments 27
Reply
А суть состоит в том, что действие построения определяет фигуру, а не свойство, которое она при этом получает (и которых может быть много).
И почему об окружности? Отрезок (сказано именно так, а не конец отрезка), совершая полный оборот (этого Вам не хватает для точности?), описывает именно круг.
Reply
Reply
Но тут два разных подхода - формально-логический и содержательный, уясняющий суть. Это виднее на таком знаменитом примере. Можно человека определить как двуногое без перьев (чтобы исключить анекдотическое опровержение, можно добавить "от рождения"). Вполне работает на отличение. Но ничего не дает для понимания сущности человека.
Reply
Что касается определения (как такового), то его главная задача не «выразить сущность», а описать класс предметов, обозначаемый определяемым понятием, таким образом, чтобы любой из предметов этого класса можно было бы безошибочно опознать, как предмет именно этого класса, и отличить от предметов других классов.
Кроме того, способ определения геометрических фигур через происхождение (=построение) несколько диссонирует со способом их бытия. Они же суть вневременные абстракции, которые можно мыслить сразу в «готовом» виде, минуя в уме процедуру построения. Тем более, что описывать круг можно не только аналоговым образом, но и цифровым: круг есть все X и Y, которые удовлетворяют равенству X2 + Y2 = R2 при заданном значении R. Привет от Декарта)
Reply
А для математики она, вроде бы, проявилась в полемике между конструктивистами и актуалистами в отношении бесконечных множеств.
Reply
И что такое суть круга? И как Вы понимаете, что именно она - суть?
2. Полагаю, не стоит смешивать определения объектов идеальных (математических) и реальных (физических). Первые определения, скажем так, абсолютны, поскольку охватывают все мыслимые варианты, а вторые относительны, приспособлены для классификации ограниченного объема эмпирических данных. Кенгуру, например, животное двуногое и без перьев. Кенгуру - человек?
3. Представим точку А, лежащую на плоскости. Теперь представим бесконечное множество отрезков одинаковой длины АВ1, АВ2, АВ3, …, проведенных из этой точки во всех возможных направлениях в рамках одной плоскости. Образованная ими фигура и будет кругом. Такой способ построения круга, по большому счету мало чем отличается от «определения через свойство».
А вариант, предложенный Спинозой - это на самом деле построение того же самого бесконечного множества отрезков АВ1, АВ2, АВ3, …, просто совершаемое не ( ... )
Reply
Конечно, сущность круга я указать не могу, да и вопрос такой не вижу смысла ставить.
Мне это различение - формального определения и раскрывающего сущность - важно применительно к объектам, у которых о таковой сущности можно говорить как стоящей за всеми изменениями - мышлению, человеку, общественной системе. Именно в этом смысле кто-то (тот же Ильенков, кажется) сказал, что определением капитала в Марксовом экономическом учении являются все три тома "Капитала".
Reply
В этом смысле круглым может быть то, что можно катить (уверен, через добавление импульса или ещё чего-нибудь математика вполне описывает качение через формулы, так что речь может идти и об абстрактных фигурах), - и т.д. Обычно когда говорят об операциональном определении именно это и имеют в виду; можно задаться вопросом, не все ли определения операциональны. В каждом из них будет аппроксимация, но, во-первых, вряд ли большая, чем при соглашении принимать графитовый след на бумаге за точку, а во-вторых - несущественная для той задачи, в рамках которой даётся определение.
Есть контексты и задачи, где определение "двуногое без перьев" - лучшее из возможных для решения задачи.
Reply
Reply
Точно так же: я не уверен, что ориентированность на исследовательские задачи и на содержательность - настолько внутренне связная и непротиворечивая установка, что из неё следует единственность адекватного подхода к определениям.
Reply
Reply
Достаточно одной фразы, чтобы автора и его "труд" выбросить в мусор.
Как говорил ЛН: "Когда я встречаю такую штуку у автора, я книгу закрываю и больше никогда этого автора не раскрываю".
Reply
Reply
Leave a comment