Зиновьев о себе: верующий безбожник

Sep 24, 2020 21:59



В двадцатые годы вера и неверие в наших краях мирно уживались друг с другом не только в отношениях между людьми, но и в душах отдельных людей. Верующие терпимо относились к проповеди атеизма. Неверующие столь же терпимо относились к верующим. Мои дедушка, бабушка и мать были религиозными. Отец стал атеистом еще в молодости. Бабушка по матери была ( Read more... )

вера, Зиновьев

Leave a comment

Comments 27

sergius_v_k September 24 2020, 19:10:21 UTC
Очень интересно представить, что сказал бы в ответ на эти слова ГП.

Reply

gignomai September 24 2020, 19:19:09 UTC
А я думаю, что его вера была близка зиновьевской.
Есть одно свидетельство, Петра-сына, немного не о том, но все же приведу.
Он спросил отца в детстве-отрочестве: есть ли Бог. Гп ответил: Это не важно. Важно, что есть идея Бога.

Reply

sergius_v_k September 25 2020, 15:39:40 UTC
Узнаю в этих словах темперамент ГП. Интересно, что содержание ответа стопроцентно кантовское: есть Бог или нет узнать невозможно в принципе (Он потусторонен, трансцендентен), но идея Бога нужна и важна как управляющий принцип (трансцендентальный - т. е. вмешивающийся в посюсторонний мир).
У Зиновьева, если не ошибаюсь, иначе: он описал определенное мироощущение, при котором своеобразно понимаемый высший принцип непосредственно присутствует в жизни.

Reply

gignomai September 25 2020, 19:00:07 UTC
Да, различие есть, но есть и сходство. Оба говорят о регулятивном принципе. Но для Канта и ГП - это всеобщий принцип, а Зиновьева волнует только "конституция" его "суверенного государства", которое - он сам.

Reply


trita September 25 2020, 05:43:50 UTC
Последняя фраза в чём-то гениальная "Если бы на моем пути встретился Христос двадцатого века, отвечающий моему менталитету, вкусам и претензиям, я стал бы его беззаветным учеником и последователем. Но мне встретить такую личность не удалось"

Это ведь краткое описание потенциального порога, без преодоления которого людьми невозможно Второе Пришествие. Христос в принципе не отвечает "менталитету, вкусам и претензиям", Он поднимает планку всего этого "добра" радикально выше. Отсюда и перманентный облом человечества

Reply

gignomai September 25 2020, 19:03:56 UTC
Да, похоже, здесь З. - выразил что-то важное, какую-то тупиковость самосознания человеков.

Reply


algaginsky September 25 2020, 06:22:25 UTC
Очень интересно. Наверное, тут образ Бога должен быть очень размытый. Интересно, кроме нравственности такая религиозность что-то еще могла допустить?

Reply

skogar September 25 2020, 09:48:03 UTC
Да и такая нравственность долго не может продержаться без бытийного основания. Хотя в одном человеке может быть и может сколько-то от воспитания.

Reply

gignomai September 25 2020, 19:09:58 UTC
А что еще? Зиновьеву, как его научила мама, нужно было иметь инстанцию, которая ВСЕ ВИДИТ и всему дает оценку ( ... )

Reply

skogar September 25 2020, 19:31:10 UTC
Стихотворение сильное. Звучит как самим автором осознаваемая трагедия потери веры.

Reply


akula_dolly September 25 2020, 09:25:00 UTC
Вот-вот. "Если бы на моем пути встретился Христос двадцатого века, отвечающий моему менталитету, вкусам и претензиям, я стал бы его беззаветным учеником и последователем". Вот вся эта публика как на ладони. Им свои вкусики и менталитетики дороже всего. Христа потому и распяли, что ни "менталитету, вкусам и претензиям" фарисеев, ни "менталитету, вкусам и претензиям" Пилата Он не отвечал. И если взять множество невинных жертв нашей революции, начиная с царевича и кончая последним умершим от голода нищим, то каждый из них, конечно, не Христос, но в целом, своим громадным количеством, они, пожалуй, на Христа потянут. И вот этих благородных интеллигентиков я в этом гораздо больше виню, чем темных каких-нибудь красноармейцев, и Милюков с Набоковым-папашей мне противнее большевиков.
Вырвалось, извините, обычно я стараюсь сдерживаться.

Reply

gignomai September 25 2020, 19:18:29 UTC
Напрасно извиняетесь, такой вот из души отклик и ценен, его и ждешь...
Но по адресу ли он? Стоит ли "отщепенца" Зиновьева причислять к "этой публике"?
Он - крестьянский сын, самоучка. Его слова о Христе, которого он, да, так и не узнал, не так важны в его исповеди. Он просто хотел сказать о своей готовности принести в себя в жертву ради того, в достоинство и истинность чего он поверит. И в юности готовился взорвать себя, чтобы Сталина порешить.
Здесь, мне кажется, важнее не столько он, сколько мать его (она-то уж точно не из компании Милюкова-Набокова), ее кредо, что она в него вложила.

Reply

akula_dolly September 26 2020, 07:12:40 UTC
А я не верю тому, что он рассказывает про свою мать. "Существует Бог или нет, - говорила мать, - для верующего человека этот вопрос не столь уж важен" - эта изысканно-выпендрёжная мысль, вполне подходит самому Зиновьеву, корифею логики, но нормальная женщина такого сказать не могла. Ну и, само собой, если он думал, что, убив Сталина, принесет стране пользу, то он, значит, просто глуп был, при всем своем интеллекте.

Reply

gignomai September 26 2020, 07:21:48 UTC
Ну, не верите и не верите. А я не вижу оснований не верить.
А что касается глупости, то ведь ему было лет 17... Дело здесь не в уме, а складе характера.

Reply


lenalexp September 29 2020, 06:29:48 UTC
"Можно быть верующим без церкви и без попов."
Можно, вот только непонятно - зачем?

Reply

gignomai September 29 2020, 06:41:35 UTC
Я не могу уверенно ответить Вам за Зиновьева. Но сама по себе логика поставления под сомнение всего, что становится между человеком и Богом, по-моему, вполне понятна. Из этого, скажем, вырос весь протестантизм. И это ставит перед церковно-верующим серьезный вопрос: зачем ему "церковь и попы"? Я лично не утверждаю, что они не нужны, но над ответом на этот вопрос стоит думать.

Reply

lenalexp September 29 2020, 06:57:24 UTC
Ну, давайте посмотрим на это с другой точки зрения - атеизма: религиозная организация (церковь и попы) для обеспечения своего существования создает определенную идеологию (веру), одним из элементов которой является субъект, именуемый богом. Вот как при этом атеизм совместить с "как будто Бог существует на самом деле"?

Reply

gignomai September 29 2020, 06:58:42 UTC
Извините, но я не вижу нужды "смотреть с другой стороны".

Reply


Leave a comment

Up