Возможно ли искупление за других?

Feb 01, 2020 15:13

В обсуждении Евангелия натолкнулись - далеко не первые, конечно - на трудности в понимании идеи Искупления ( Read more... )

искупление, покаяние, преступление, грех, вина, прощение

Leave a comment

Comments 60

pavel_g_m February 1 2020, 13:36:35 UTC
Не понятно, почему Вы останавливаетесь на полпути, Вы сделали определенные допущения о том, что такое искупление и в рассуждении пришли к противоречию:
«Он принял на Себя наши грехи и понес за них наказание? Никак не могу этого понять - ведь не стал же Он подлинно виновным во всем том, что творят люди»
Следовательно, как нас учили на уроках геометрии в доказательствах от противного, надо найти ложное допущение.
Вы хотите, чтобы Вам подсказали, где у вас ложное допущение и как его изменить на истинное?

Reply

gignomai February 1 2020, 13:47:03 UTC
Что значит на полпути? Я ясно сказал, что пришел к выводу о неприемлемости для меня представления об искуплении а) одним человеком грехов другого, б) искуплении Христом наших грехов - в единственно понятном мне значении слова "искупления" - как возмещения.
А как нужно понимать смысл совершенного Христом - да, я ясного для себя ответа пока не нахожу. Рад буду, если нашедшие поделятся.
Вы в своем репертуаре. Есть что сказать - говорите. А Вы все меня учите, что я должен делать.

Reply


trita February 1 2020, 13:42:10 UTC
Эта христианская (религиозная) концепция ("Христос -- жертва за грехи народа") в корне является домыслом Павла, сделанным в контексте бытующих тогда теологических традиций и догм, ставшая в итоге догмой уже "христианства". Подлинного смысла в ней практически нет.

Чисто методологически могу разве что заметить спорное, вот это: "очевидно же, что, и говоря о Боге, мы неизбежно пользуемся антропоморфным языком. Так что, в нем бы для начала разобраться..." -- это опять линия от частного к общему, по которой нет пути. "Для начала" в моём понимании нужно именно что отбросить антропоморфизм и все ветхозаветные в квадрате (теперь уже в квадрате) измышления "богословов". Рассуждения о грехе и искуплении вообще ведь не требуют религиозного контекста, ни как они от него не зависят... Или зависят?

Reply

gignomai February 1 2020, 13:52:35 UTC
Антропоморфным языком пользуются богословы. А говорить об это вне религиозного контекста я еще не научился.

Кроме того, мне сам по себе этот предмет, как регулируются отношения вины, воздаяния и прощения между людьми, интересен и кажется важным.

Reply

trita February 1 2020, 14:32:38 UTC
Ситуация напоминает классику "вам шашечки, или ехать?" )

Если "богословы" со своим застарелым языком и ходом мысли создали неразрешимые логические парадоксы (догматическая эффективность которых ни как не доказана временем), чем обусловлено доверие к этому языку и этому суждению, откуда надежда на разрешимость этих парадоксов в рамках концепций, которые их и создали?

Ну если в рамках, тогда как минимум нужно начинать рассмотрение корней этой концепции с Исайи 53.

Reply

gignomai February 1 2020, 15:15:39 UTC
Мне хочется услышать, как богословы ответят на указание на яные противоречия.

Reply


live124578 February 1 2020, 14:54:47 UTC
Искупление включает в себя множество действий. Отцы и говорили про это: домостроительство А не только одна лишь грань, как Жертва за Адама, который когда-то чего-то там съел. И которая понимается в этом примитивном плане католицизмом и последующими протестантами, с какими-то оскорблениями и прочей туфтой.

Христу нужно было не только пострадать и умереть за нас, но и ради нас. Христос так же победитель ада. Христос Новый Адам. Христос первенец из мертвых.

Вся жизнь Христа, смерть и Воскресение всё это важно, назидательно и спасительно для нас

И только после Воскресения Христос стал Новым Адамом, которому мы можем привиться, усыновиться, стать другом и чадом Христовым и максимально Божьими.

Бог стал человеком, чтобы человек стал богом

Reply

gignomai February 1 2020, 16:57:32 UTC
Но я не обсуждаю сейчас всего, на что Вы ссылаетесь, и не думаю, что правильно все это называть искуплением. Я попытался выяснить, что может значить это слово, и ничего из этого не могу применить к "искуплению за другого". Искупить можно только свою вину, свой грех.

Reply


illogicaly February 1 2020, 15:49:52 UTC
А какое бы Вы, на месте апостолов, употребили слово, чтобы объяснить людям их новое состояние - освобождение от греха в результате известных событий? Мне кроме как грех аннулирован, или дезавуирован что-то в голову ничего не приходит)

Reply

gignomai February 1 2020, 17:07:28 UTC
Так я не понимаю именно того, что действия одного (будь то и сам Спаситель) могут аннулировать грехи другого. Бог может простить человека, помиловать его, избавить от наказания, помочь ему, а человек может раскаяться и просить о прощении, которое освободит его от последствий греха и его власти.
Но невозможно ни каяться за другого, ни искупать чужой нераскаянный грех.

Reply


alexandrg February 1 2020, 20:08:50 UTC
Ситуация №3 осложняется еще и тем, что речь идет не просто об отношениях между А, Б и В, но еще и об отношениях между Б и потомками А (которые наследуют если не «вину», то ее последствия), а В при этом является одновременно и одним из этих потомков, и самим Б.

Могу, конечно, ошибаться, но не припомню сходу, чтобы в Писании говорилось именно об искуплении вины (может быть, это вообще анахронизм). Там речь обычно идет об искуплении людей, т.е. о выкупе их из рабства/плена. В христианском контексте - из рабства греху, диаволу и смерти.

Reply

gignomai February 2 2020, 08:09:54 UTC
В при этом является одновременно и одним из этих потомков, и самим Б.
-------------
Не понял. Поясните, пожалуйста.

Там речь обычно идет об искуплении людей, т.е. о выкупе их из рабства/плена.
-------------------
Да, я знаю, что это - основное понимание (не уверен, что прямо в Писании это сказано). Но что это значит? Выкуп у кого и кому уплата? Если в рабстве за "вину", то это разобранный случай. А что еще?

Reply

alexandrg February 2 2020, 09:36:04 UTC
+++Не понял. Поясните, пожалуйста.+++

Я про Христа.

+++Да, я знаю, что это - основное понимание (не уверен, что прямо в Писании это сказано).+++

Например: «Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства». Мих. 6:4

+++Но что это значит? Выкуп у кого и кому уплата?+++

У кого объект выкупа находился в рабстве, тому и уплата. Но это же просто образ, аналогия, а не точная модель. Если использовать не «торговый» язык, а военный, то будет говорится, что Христос не «искупил», а «победил и сокрушил». Если - медицинский, то - «исцелил», если юридический, то - «оправдал». Ну и т.д.

Reply

gignomai February 2 2020, 14:29:10 UTC
Ну как образ? Все-таки слова не случайны. Приведенные Вами выражения не синонимы, они о разных аспектах События. Я про то, что значит "искупление". И ведьь этот образ всячески обыгрывается - дорогой ценой вы искуплены и т.д

Reply


Leave a comment

Up