Воля может быть только у воипостасированной природы. Безличное не волит. Но такое часто у поэтов, метафорически. Или в пантеистических представлениях, где природа в целом рассматривается как живое, волящее, чувствующее существо.
Ну да. Иногда говорят о единой ипостаси всей природы (что-то подобное, кажется, в софиологии утверждается), или о родовой воле. Есть ли в этом правда, или нет, это отдельный вопрос, но это вне православного христианства, думаю.
Когда-то, когда я еще не был крещен и занимался с продвинутыми индийскими йогами, нас учили. "Ты не тело. Ты не чувства. Ты - тот, кто решает, ты - воля". Точнее с тех пор определения не видел.
Будем разбираться. Но пока что укажу на разницу между влечением к пище, скажем, прямо связанном с природным свойством человека (это свойство определяет влечение). И решением, возможность которого в природной способности человека решать, но само решение никак не определяется природой (разве что ограничивается природными возможностями и то не жестко: можно пожелать и решить невозможное).
Согласен с мыслью о том, что одно и то же понятие использовалось в разных дискурсах. Лет 5 назад я об этом даже такой вот неудобочитаемый текст сваял: https://alexandrg.livejournal.com/100965.html Не знаю, видели Вы его или нет
( ... )
+++Под "волей" я в своих рассуждениях, как и св. отцы, понимал всю совокупность "напряжений", сил в психофизическом организме человека, вызывающих действия
( ... )
Если будет время, попробуйте осилить. Там достаточно важная вещь разбирается.
Дело в том, что у отцов присутствуют оба дискурса - и логический, и физический. А в физическом смысле природа как раз является носительницей сил и источником энергий.
Спасибо, попробую. Возможно, в этом источник моих трудностей. По большому счету, чтобы полностью разобраться, нужно проследить всю историю этих понятий - от Аристотеля как минимум через отцов к новому времени. Там еще Лейбниц очень, кажется, очень важен с его "принципом достаточного основания".
Если коротко, речь идет о работе с понятиями. Мы пользуемся понятиями, такими как "природа", "воля" (Вы же вот сам написали "а кто, мол, знает, что это такое?"), а при этом имеем в виду разное. Вот, без всякого мудреного богословия, я знаю, что я иногда хочу такого, про что я же, другое что-то во мне определенно хочет, чтобы я этого не хотел. Так кто же как человек, как определенный человек с определенным прошлым, как такой, каким я хотел бы быть, и как такой, каким мне, возможно, лучше всего было бы быть, но я и вообразить этого не в состоянии - такой, какой я есть? Нужно различать, а для этого нужны понятия.
Предпоследнее предложение настолько сложносочинённое, что я вряд ли улавливаю что-то определённое.
Я писал "а кто, мол, знает, что это такое?" о том, что если у нас есть только обще понятие, в смысле поверхностное, превратное, то у нас нет возможности различать какие-то внутренние его сложности, которые "внутри врат". А у вас вроде как получается, что это возможно, главное договориться считать что-то чем-то и все довольны.
Не совсем так. Но ведь если ты о чем-то говоришь с человеком или читаешь его, то для начала надо же понять, что он хочет сказать, какой смысл вкладывает в слова. Даже если потом окажется, что он несет полную ахинею, чтобы убедиться в этом. А если речь о том, что тебе важно, тем более. Мне, например, важно, какой смысл Вы вкладываете в знакомое мне слово "эволюция" и в незнакомое "логоический".
Comments 64
Теперь уже я не понял - почему это плохо?
Reply
Но такое часто у поэтов, метафорически. Или в пантеистических представлениях, где природа в целом рассматривается как живое, волящее, чувствующее существо.
Reply
Reply
Иногда говорят о единой ипостаси всей природы (что-то подобное, кажется, в софиологии утверждается), или о родовой воле. Есть ли в этом правда, или нет, это отдельный вопрос, но это вне православного христианства, думаю.
Reply
"Ты не тело. Ты не чувства. Ты - тот, кто решает, ты - воля".
Точнее с тех пор определения не видел.
Reply
Reply
Reply
Reply
набор пустых слов же?.. что такое эти ваши "силы"? не говоря уже про их "напряжения"..
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Дело в том, что у отцов присутствуют оба дискурса - и логический, и физический.
А в физическом смысле природа как раз является носительницей сил и источником энергий.
Reply
По большому счету, чтобы полностью разобраться, нужно проследить всю историю этих понятий - от Аристотеля как минимум через отцов к новому времени. Там еще Лейбниц очень, кажется, очень важен с его "принципом достаточного основания".
Reply
Почти ничего не понял из то, что же вы выяснили, если выяснили, но мне интересна мотивация в начале и следствия.
Reply
Нужно различать, а для этого нужны понятия.
Reply
Я писал "а кто, мол, знает, что это такое?" о том, что если у нас есть только обще понятие, в смысле поверхностное, превратное, то у нас нет возможности различать какие-то внутренние его сложности, которые "внутри врат". А у вас вроде как получается, что это возможно, главное договориться считать что-то чем-то и все довольны.
Reply
А если речь о том, что тебе важно, тем более. Мне, например, важно, какой смысл Вы вкладываете в знакомое мне слово "эволюция" и в незнакомое "логоический".
Reply
Leave a comment