Климент 7: просветление Авраама по Филону

Apr 22, 2008 12:10

Итак, протагонистом этого детективного сюжета является Авраам, ключевая фигура среди "верных до Христова пришествия".
Посмотрим теперь, пишет Шуфрин, происходило ли воплощение Бога для Климента также и в Аврааме. ... Климент высказывается в том смысле, что Авраам был пророком, как и Моисей . Однако, в отличие от Моисея, Авраам Климента впервые испытывает просветление не в своей земной жизни... И к этой фразе - прим. 99:
Это - поразительное расхождение с Филоном, который, заявляя, что у Авраама был такой же «предельный опыт», как у Моисея, не оставляет, похоже, для истории (Heilsgeschichte, "истории спасения") почти никакой роли в продвижении человека к Богу - несмотря на свое же утверждение, что «безграничное богатство Божие… одним дало в качестве начальной точки то, что другим дано было достигнуть в качестве цели. Ведь граница знания, достигнутого Сифом, стала начальной точкой для праведного Ноя; Авраам, в свою очередь, начинает свое образование с [изучения] достижений Ноя; а высшая точка мудрости, достигнутая Авраамом, становится первым изучаемым предметом в занятиях (греч. аскесисе, т.е. аскезе) Моисея» (Post. 174; пер. А.В.Рубана). Это внутреннее противоречие оказывается, однако, только кажущимся, если учесть, что для Филона Моисей - это не только мист [как Авраам], но и священнодействующий иерофант, и учитель божественных [вещей] - Gig. 54). Как объясняет Влосок: «От Моисея, - а для последующих времен это значит, что от Закона, - на народ сходит просветление» (Wlosok. Laktanz… S. 106). «Вертикальным» коррелятом исторической дистанции между Авраамом и Моисеем оказывается, таким образом, различие между тем, кто только видит свет, и тем, кто еще и является светом для других; во времена Филона эти две ступени представлены, соответственно, прозелитом и толкователем Торы, таким как Филон.
Каков Филон с его картиной истории как школы, где учились Боговидению! Но Климент, пожалуй, покруче. Где, как Вы думаете, произошло сатори Авраама?
Об этом в следующий раз.

Филон, Климент Александрийский, просветление

Previous post Next post
Up