Очередная встреча сообщества театра «Около»

May 09, 2019 17:17

Встреча состоится в четверг 13 мая в 19 час. помещении театра (Вознесенский пер. 9). Вход свободный

Новая постановка пьесы Чехова «Вишнёвый сад»

Важнейший  момент данной  постановки спектакля «Вишнёвый сад» Ю.Н. Погребничко состоит в том, что в нём не воспроизводится обстановка, ситуация и состояния людей начала  20-го века  перед коренными изменениями в  России. В спектакле не ставится задача воспроизвести  и исторически достоверно передать  психологические состояния и умонастроения российских людей того времени. «Вишнёвый сад» театра «Около» -  это пьеса, которую показывают и смотрят сегодня. Но при этом не ставится и задача  насытить пьесу переживаниями  и событиями 21-го века, «осовременить» происходящее в ней.
Пьеса Чехова «Вишнёвый сад»  выступает как самозначимое и самодостаточное целое по отношению к историческому контексту. При подобном подходе пьеса Чехова «Вишнёвый сад»  становится своеобразным неизменным устойчивым целым, которое вскрывает какие-то сохраняющиеся особенности  российской жизни: одиночество, неспособность сохранить  основу собственного существования, соединить мечту и  жизнь. Пьеса «Вишнёвый сад»  при такой постановке как бы «зависает» между  разными временами: предреволюционной чеховской  Россией и Россией современной.
Важнейшим моментом этой пьесы Чехова становится раскрываемая театром «Около» атмосфера театральности. Театральность в данном случае  - это  не игра актёров перед публикой для удовлетворения её интересов, но передаваемая актёрами предельная  открытость и наблюдаемость человеческого поведения. Именно эта открытость и наблюдаемость позволяет пережить шекспировское «Весь мир - театр…». Зритель - важнейший соучастник этой  сверхраскрытости и наблюдаемости. Но внимательный, сопереживающий  зритель - это всего лишь ступенька к Абсолютному наблюдателю, перед которым развёртывается действие, а  зритель тоже может стать, если  захочет, участником наблюдаемого и переживаемого действия. Актёр в этом случае находится на «ладошке Бога», он открыт  и прозрачен для  абсолютного наблюдения.
В этом мы  видим смысл наложения и включения в  спектакль «Вишнёвый сад» трагедии «Гамлет». Персонажи «Вишнёвого сада», которых исполняют актёры театра «Около», играют «Гамлет». Эта  «игра  в игре» усиливает момент зеркальных отображений  игры, происходящей в одной пьесе,  в игре другой пьесы, способствует открытости к наблюдению.
Подобная  предельная театральность постановки превращает восприятие спектакля зрителем в своеобразный  «сачок   для ловли бабочек» - в схватывание вспыхивающих осознанностей  по ходу действия спектакля. Эти осознанности -   результат  возникающего  тока между актёром и зрителем.  Важно понимать, что и  как осознаётся. При этом осознанности не являются интерпретацией спектакля. Они либо возникают, либо нет. Хотя, конечно,  для того, чтобы осознанности возникали, что-то должно пониматься. Хотя осознанности и переживания не вызываются  пониманием.  Иногда что-то сначала понимается, а осознанность возникнет потом, иногда  сначала возникают осознанность и  переживание и лишь затем - понимание.
Спектакль « Вишнёвый сад» обладает своеобразной  иммерсивностью (используем новомодный  термин),    т.е. погружением, сопровождаемым эффектом последействия.  Зрителя не вовлекают в действие спектакля в  момент его демонстрации. Активное включение и погружение зрителя в действие спектакля может произойти после завершения спектакля, когда увиденное не отпускает. Осознанности продолжают вспыхивать после спектакля, когда он уже закончился. В этом случае понимание увиденного формируется уже после спектакля.
Выше  была изложена определенная гипотеза восприятия и понимания спектакля. Она, безусловно, не совпадает с пониманиями и представлениями других участников обсуждения.  Тем интереснее обсудить разные восприятия данного спектакля зрителями.
Для обсуждения спектакля «Вишнёвый сад» предлагается ответить на следующие вопросы:
  1. Какие осознанности и переживания у нас возникали по ходу  восприятия спектакля, после завершения спектакля?
  2. Как нами воспринимается чеховская пьеса «Вишнёвый сад» в постановке тетра «Около»? Соотносили ли мы при восприятия спектакля  действие пьесы с  началом 20-го века? с сегодняшним днём? Или мы смотрели спектакль безотносительно к конкретному  историческому контексту -  как некоторый вечный «русский сюжет», который может «обращаться» и  в прошлое, и  проектироваться на настоящее?
  3. Что такое для нас в целом спектакль «Вишнёвый сад», взятый как единое вместе  с  включенным в него  фрагментом из трагедии «Гамлет»?

Громыко Юрий, Чехов, театр

Previous post Next post
Up