Чехов о Достоевском и о Боге

Apr 02, 2019 17:07

Так случилось, что прервали чтение "Бесов" для того, чтобы прочитать чеховский "Вишневый сад". Контраст был настолько сильный, что мне захотелось посмотреть, а как Чехов относился к Достоевскому. К счастью, это оказалось легко - есть огромная переписка с именным к ней указателем. Нашел всего три содержательных упоминания ( Read more... )

Чехов, Достоевский, Бог

Leave a comment

Comments 30

trita April 2 2019, 15:30:35 UTC
Наш человек...

Reply

gignomai April 2 2019, 15:42:44 UTC
Да уж :)

Reply


pavel_g_m April 2 2019, 21:59:50 UTC
Замечательно. Умнейший человек, вот действительно чуткость к тому, что реально происходит в умах.

Reply


akula_dolly April 3 2019, 19:16:15 UTC
Дитя своего времени.

Reply

gignomai April 3 2019, 19:42:27 UTC
Но это не закрывает вопрос. Дитя-то дитя, но гениальное. И потом, у каждого времени есть свои догадки, свои направления зоркости.
Что-то он видел верно, вернее, чем Достоевский.
Хотя мне Достоевский роднее.

Reply

akula_dolly April 3 2019, 20:58:38 UTC
Писатель хороший, действительно, наблюдательный и печально-остроумный, а вот мыслитель - типичная жвачка 19 века: ах, интеллигенция, нравственный прогресс, наука все тайны откроет. И Бога познает, ага, "ясно, как познало, что дважды два есть четыре". Сейчас. Нравственный прогресс нам ХХ век ясно показал, науку, т.е. настоящую науку, физику, ученые даже перестали притворяться, что понимают, лучшие из них давно уж Упанишады цитируют. С Достоевским даже сравнивать его смешно.

Reply

gignomai April 4 2019, 08:25:44 UTC
Сравнивать с Достоевским ни в каком отношении не буду. Но Чехова, боюсь, Вы оглупляете. Во-первых, он не про науку, а про культуру, которая - понятие широкое. Дважды два четыре - метафора непреложного знания, вполне приложимая ко многим великим мистикам. Во-вторых, я бы не проводил резкой границы между мыслителем и художником, последний тоже по сути мыслитель, только с другими средствами. Чехов - человековед. И, кстати, суждение в письме относится главным образом к т. наз. "религиозному ренессансу" предреволюционному, который отнюдь не предмет для безоговорочного любования.

Reply


Leave a comment

Up