Итак друзья, сегодня очень познавательный пост о логистике в Южной Америке.
Я помню как я открывала "свою Америку", тысяча вопросов и сотня новых названий, легкий мандраж. Моей первой страной стала Колумбия! Голова была полна страхов относительно безопасности, так и виделась страна Пабло Эскобара, набитая кокосом как перьевая подушка. Ушки на макушку и едем! Мы предвкушали крутую авантюру и восхождение на вулкан Пурасе. Путешествие прошло очень слаженно и хорошо, я была рада поехать в слепую, а логистику планировала моя хорошая подруга. Для меня Колумбия стала настоящим подарком и сюрпризом, страной с красивыми национальными парками, где живут очень доброжелательные и общительные люди. Просто однажды Ксюша сказала "мы летим в Боготу потому что у Люфтов сейл и билеты по 21-24 тыщи и виза не нужна" и я не смогла не напроситься! Путешествовать с близкими по духу людьми вдвойне увлекательно!
Как увязать друг с другом все национальные парки? Куда нужно ехать, а куда не обязательно? Как избежать туристические низкокачественные туры и экскурсии? Как снимать фотографии там где хочется в то время когда это нужно? Какой бюджет на месяц? А на два? А на экспедицию и перелеты? Как купить билеты дешево? Как добраться в Боливию? Как съэкономить и где? Нужны ли визы и на сколько? На сколько дней ехать и куда? Наземный транспорт между городами? Как выбрать экспедиционный и городской транспорт? Будет ли маршрут замкнутый или линейный?
Это все очень малая часть. Следующая часть была это- как путешествовать одной и не привлечь ненужное внимание? Где найти учителя испанского? Как подготовиться к экспедиции на высотах от 3,5 тысяч метров? Где жить и как питаться? Что упаковать в рюкзак? Какая одежда подойдет лучше всего? Какие ботинки купить для восхождений на вулканы? Что поедет в фото-рюкзаке? Какая фитнес-программа даст мне быстрый прирост выносливости? Какая должна быть аптечка? Что должна покрывать страховка?
Теперь Южная Америка мой второй дом и я хочу поделиться своим опытом.
Как купить билеты подешевле?
В Южной Америке есть несколько важных транспортных авиахаба. Это: Сан Пауло, Буэнос Айрес, Лима и Богота.
Летая последние 4 года в Латину все мои авиабилеты были куплены по акции Люфтганзы. Люфты выкидывают ограниченное количество билетов примерно в марте и в октябре. Я никогда не платила за трансатлантический перелет больше 1000$. Мой февральский билет стоил 32 тыщи ₽..
Прямо сейчас ETIHAD предлагает перелет с короткой стыковкой в Абу Даби в ноябре/декабре Москва- Сан Пауло-Москва за 750$. Не сказка ли? Даже в рублях это 44 тыщи ₽., что не плохо.
Жду акцию Люфтганзы, хочу билет за 30 тыщ ₽.
Чтобы не пропустить начало акции, нужно зайти на сайты авиакомпаний которые летают в Южную Америку и оставить там свой имейл. Быть готовым, строить планы и купить билетик как только вам придёт имейл. Обычно распродажа длится 2-3 дня, самые первые получают самые выгодные предложения.
Какой авиахаб выбрать?
Лететь в Сан Пауло, Байрес (Буэнос Айрес), Боготу, Рио-де-Жанейро (у люфтов) или Лиму каждый выбирает сам. Но смысл такой:
Байрес- музеи очень хороши а город прекрасен, колониальная архитектура и современные зеленые районы.
Сан Пауло- огромный современный мегаполис, музеи хорошие, приятный тропический город.
Рио-де-Жанейро - фантастические пляжи, безумно фотогеничный город, курортный город, кайпиринья. Два дня до и два дня после основного путешествия это то, что нужно.
Богота- самый лучший стрит-арт в Южной Америке, колониальная архитектура.
Лима- своеобразный город с интересными музеями и шикарным районом Мирафлорес/Баранко.
Дальше нужно прилететь в Боливию, желательно в официальную столицу - Сукре. Можно лететь и в Ла Пас (для февральской экспедиции), но будьте готовы опухнуть прямо в аэропорту от высоты 4060 метров.
Сан Пауло- Сукре летают авиакомпании GOL и Amazonas, меняясь на короткой стыковке в Санта Крузе (важный боливийский авихаб).
Цена вопроса 254$, 7 часов лета с одной стыковкой.
На все авиаперелеты мой бюджет 1400$.
Как "сэкономить" и где?
Для таких упоротых путешественников как я, возможно постоянное передвижение по земле в заездом в национальные парки. Перелет внутри страны всегда дешевле чем международный на континенте, поэтому есть такой вариант- из Сан Пауло вы летите в Корумбу (76$), близко к границе с Боливией.
Дальше торопиться не надо.. надо поехать смотреть национальный парк Бониту или Пантанал. Потому, что проехать мимо непростительно! Нужно понимать зачем экономить. Конечно же затем, чтоб потратить деньги в другом месте :) И Бониту офигенное место где стоит провести пару дней.
Пантанал/Бониту посмотрели и перешли границу Боливии! Сели в поезд и доехали в Санта Круз. Из Санта Круза доехали автобусом в Сукре. На переезды без нац.парка потратили 2,5 дня.
Сколько сэкономили после покупки всех билетов? 100$ но потратили все в Бониту :) А еще лучше посмотреть Пантанал с его миллиардом животных и птиц, не пожалеть дня 4 и триста баксов.
Совет простой- лететь до границы и переходить по земле, дальше совмещая с автобусами. Обязательно смотрите национальные парки по пути. Время проведенное в национальных парках не учитывается ))
Про визы и пересечение границ по земле.
Наличие штампиков в паспорте нужно только ВАМ. Некоторые границы в Южной Америке это хаос в котором идет оживленная торговля. Граница в Десагуадеро (Боливия/Перу) одна из таких.
Обычно автобус подъезжает на границу, высаживает всех пасажиров для прохождения контроля и едет в соседнюю страну дожидаться вас. Вы ставите штампик отбытия, идете пешком в пограничный пункт другой страны, заполняете имиграционную карточку, вам ставят штампик о прибытии и дальше вы ищете свой автобус. Не залипайте нигде, потому что автобус уедет без вас даже не заметив этого. Нужно заранее знать часы работы пограничных пунктов.
Досмотр багажа никакой не производится.
Визы для граждан РФ:
В случае с Боливией у нас упрощенный визовый режим.
Оформить визу на 30 дней можно в Москве бесплатно, по прибытии за 40$. При необходимости можно продлить визу на территории страны. В посольство подавать авиабилеты, прививку от желтой лихорадки (уточнить), фотография, выписка из банка, маршрут.
Аргентина, Перу, Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Уругвай, Эквадор и Чили- до 90 дней без визы с туристическими целями.
И только в непонятный Парагвай нужна виза!
На сколько дней ехать?
Первый вопрос как организовать трип и в какие страны ехать. Посмотрите еще раз на картинку в начале поста и сравните размеры стран. Отпуск только две недели? Мои сожаления..это мало, но хоть что-то.
Бразилия гигантская страна- это отдельная поездка на 3 недели, лучше месяц.
Боливия и Перу лучше пойдут вместе, 3-4 недели.
Эквадор и Колумбия- вместе 2-3 недели. +1 неделя Галапагосские острова.
Аргентина и Чили отдельно на месяц, 2 недели уйдет на Патагонию.
Так далеко лететь стоит как минимум на 3 недели. У меня были разные поездки от 16 дней до трех месяцев.
После первого месяца кажется, что мало. Два месяца- это комфортный темп. Три месяца это усталость.
К концу второго месяца накапливается усталось, нужен продолжительный отдых как эмоциональный так и физический.
Но! Теперь я думаю, что оптимально ехать либо на 2 месяца, либо на 6.
Минимальный срок поездки это одна страна и 2 недели времени. Вы ничего не поймете, если будете мчаться.
Моя нить маршрута продолжительностью 2 месяца: Рио-Сукре-Потоси-Тупица-экспедиция 7 дней по Альтиплано-Оруро-Санта Круз- Бониту- Игуасу- Монтевидео - Пунта дель Эсте - Колония дель Сакраменто- Буэнос Айрес- эль Калафате- эль Чалтен (Лос Гласиарес НП-Фитц Рой-ледник Перито Морено) - Наталес- Торрес дель Пайне НП - Магеланов пролив - Ушуайа - Рио.
Если маршрут проходит через несколько стран, то возвращаться назад не всегда удобно. Так я брала не кольцевой билет по акции Люфтганзы Москва- Рио-де-Жанейро и обратно из Боготы. Между этим у меня было три месяца в распоряжении чтоб доехать из Бразилии в Колумбию, по пути посмотрев на Боливию, Перу и Эквадор. Мое авиасчастье стоило всего 32т.₽, плюс пара внутренних перелетов.
Сейчас я беру трансатлантический перелет туда-обратно, а внутренние в одну сторону (Бразилия-Боливия, Перу-Бразилия).
Нить маршрута продолжительностью 3 месяца: Рио- Буэнос Айрес- Сукре-Тарабуко-Потоси-Тупица- Экспедиция 14 дней по Альтиплано- восхождение на вулкан Ликанкабур- Ла Пас-Копакабана- Остров Солнца- Пуно- Острова Урос- Куско- Агуас Кальентес- Мачу Пикчу хайкинг 4 дня и 2 дня на руинах- Арекипа- Каньон Колка хайкинг- Лима- Манкора- Куэнка- Баньос- Латакунга- Котопакси НП- Килатоа луп- Баньос- Сан Пабло- Кито- Ипиалес- Лос Лахас- Санта Марта- Тайрона НП- Богота
ps: где красиво маршруты можно рисовать?
Каждый такой длительный соло-пробег был мне +100500 уровней счастья. Это не было просто, легко, беззаботно и дешево, но это было так круто, что я сама себе завидую :))
В обоих случаях был какой-то серьезный факап. Первый раз я получила серьезное растяжениеобеих лодыжек в Торрес дель Пайне, хорошо, что в конце путешествия. Путь домой был очень мучительным, не стоило вобще возвращаться конечно.
Второй раз я крепенько наебнулась с маунтин байком на дороге Смерти под Ла Пасом и затем смешила всех своим фиксирующим воротником на шее. Поеду ли еще? Конечно да! А как я мечтаю вернуться в Патагонию.. строю планы на апрель 2016.
Транспорт
Автобусы.
Автобусное сообщение в Южной Америке развито очень хорошо, дороги почти везде хорошие. Автобусы комфортные, а некоторые ну очень хорошие и даже с мертвым вайфаем. Но это все не относится к Боливии :)
В Боливии часто дороги плохие или очень плохие, местами кошмарные горные серпантины. Автобусы грязные и в них ломятся продавцы еды. Авиаперелет обычно в 3-4 раза дороже автобусного трипа на длинную дистанцию, очень хорошая стоимость учитывая особенности автобусных переездов.
В боливийский автобус нужно брать "survival kit" который поможет выжить вам в адовом ночном автобусе. Во первых под утро обязательно будет холодно, поэтому нужен спальник (мой на +6+10). Хорошо, если у вас есть небольшой персональный термос. Большой не надо, потому что туалета в автобусе как правило нет :). Нужно иметь баф, потому что, что бы вам не говорили о виповости этого автобуса при продаже билета, на деле будет все иначе. На какой-нибудь остановке в автобус забежит огромное количество местных крестьян которые будут кошмарно пахнуть несколько часов как буд-то вы оказались на ферме лам, пока вы не свыкнетесь.. Скорее всего это будет достаточно грязный автобус. А заплатили вы "так дорого" потому что вы не местный, все остальные заплатили в два раза меньше. Но это все компенсируется умильными местными, которые затеят разговор или предложат вам поцелуй (мля, как вспомню..))
Раз и навсегда забудьте о существовании верхних полок. Положил рюкзак наверх= проебал. Относится и к туристик басам.
Есть альтернатива- это туристик бас. О наличии такого автобуса нужно узнавать в турагенствах, но они есть только на самых популярных участках. Новая фишка автобус boliviahop от Куско до Ла Паса с важными остановками на пути.
Труфи- минивен на 12 человек, очень дешево и сердито, на небольшие дистанции до 2-3 часов. Труфи так же может быть такси которое вы делите еще с тремя пассажирами- быстро и дешево. Смотрите с кем едите и куда. Обычный ценник 2-7 долларов.
В Бразилии лучше всего с автобусами, а цены на автобусный переезд сопоставимы с авиаперелетом. Поэтому бас только на короткие дистанции.
Экспедиционный хороший транспорт это джипы Toyota Land Cruiser примерно 2004 года. Сопоставимый Nissan чуть хуже, потому что он идет жестче по "стиральной доске" и сильно долбит шумом по ушам. Стоимость экспедиции напрямую влияет на её качество. Выбор экспедиционного агенства очень важен, последний раз съездила с "Ла Торре" больше никогда не поеду, чувствуется "туристический конвеер" в подходе, они даже кислородных баллонов не имеют. Я езжу со своим давним другом Вильямом, недавно он уволился из агенства и начал свой собственный экспедиционный бизнес. Скоро опишу нашу уникальную экспедицию по приграничной с Аргентиной области, я там была третьим туристом за всё существование, а Вильям давно хотел провести меня в этот регион. Вильям гид он очень опытный и носится там уже 12 лет. К тому же совершает со мной восхождения на вулканы просто потому, что ему это интересно. Я рада, что у меня есть свой человек в Боливии. Ноябрьская
Где возможно, мы ездим на туристик басах или виповых регулярных автобусах. Самый долгий переезд это Уюни-Ла Пас занимает 12 часов, он же самый жесткий. Дорога чистый ад, а водители камикадзе.
Городской транспорт.
Такси в Бразилии имеет два тарифа- днейвной и ночной. Дорогое после 9 часов вечера. Но все еще дешевле московского.
Такси в Боливии очень дешевое, около 50 рублей по городу. Качество машин кошмарное, правила особо не уважают, пешеходов тоже.
Городские автобусы имеют замысловатые маршруты, но в Бразилии есть карты маршрутов. В остальных случаях нужно спрашивать на каком автобусе куда доехать.
Железнодорожная сеть развита очень слабо.
Язык.
Вся Южная Америка говорит на испанском языке с очень разными акцентами, кроме Бразилии, где говорят на португальском. Если вы едете совсем один и говорите только по-русски, то можно купить туристический разговорник в картинках и взять словарь. Перед поездкой необходимо выучить вопросительные слова, числа и названия еды. А так же посмотреть картинки традиционной еды и понять, что из этого для вас не съедобно. Вегетарианцам сложно.
Если вы говорите по-английски, то будет проще понимать испанский, но по-английски в Боливии с вами будут говорить только экспаты. Если заберетесь в ебеня, расчитывайте только на кечуа. Между собой местные в андинской части говорят на кечуа, чтобы точно быть уверенным в том, что вы не поймете суть. Тут все бледнолицые это гринго, над гринго ржут. С туристами говорят на испанском.
Эквадор и Бразилия прекрасно понимает английский. В Колумбии более менее английского достаточно для комфортного путешествия. Бразилия хорошо понимает испанский, но отвечает на португальском :)
Надеюсь, что пост будет полезен многим и поможет построить правильный план :)
Не стесняйтесь спрашивать в коментариях!
Помимо фото-экспедиций я так же пишу логистику на заказ, составляю маршруты, провожу консультации и оказываю суппорт онлайн и по телефону.
Подписаться на обновления блога И сразу вслед за этим, подписаться на рассылку от:
www.alitalia.com
www.lufthansa.com
www.etihad.com
www.avianca.com
www.lan.com
www.klm.com
www.iberia.com