Я решил попробовать Пасхальный
ПЛоВ - посетить Познань, Лодзь и Вроцлав в период католической Пасхи - на неделю раньше православной. У детей по этому случаю недельные каникулы, у взрослых - нерабочий день, правда, всего один. С точки зения приезжего туриста, эти выходные выражены в закрытии любых форм коммерческой и культурной деятельности: неработающими магазинами, музеями, театрами и ночными клубами. Улицы пустеют, и отсутствие чего-либо происходящего напоминает Шаббат в
Иерусалиме. Одно из немногих, транспорт продолжает работать, что делает возможным перемещение между городами. Поляки относятся к Пасхе, одному из самых важных праздников, весьма фанатично. Но давайте попробуем разобраться, насколько такое отношение к религии оправдано?
Поляки в точности соблюдают народные традиции празднования Пасхи. Они обязательно собираются семьями, проводят время вместе, посещая церковь и устраивая обеды в своем узком кругу. Для обедов обязательно пекут куличи и красят яйца, в определенное время освящают их и едят. Дом украшается букетами из веточек вербы, ивы или хотя бы чего-нибудь зеленого, с вплетенными в них цветными ленточками и сушеными цветами. В канун праздника букеты-полуфабрикаты можно купить на улице, а доделать уже дома - насколько позволяет фантазия. У детей на улицах своя забава - бегать друг за дружкой и обливать водой - хорошо бы погода позволяла.
Следование католическим традициям действительно объединяет, ведь среди 10 поляков, 9 действительно верят в бога, а 5 - ходят в церковь каждую неделю. Польша является одной самых верующих стран Европы, возможно потому что ее жители практикуют только одну христианскую конфессию. Хотя это вряд ли можно назвать истинной причиной, посмотрев на соседнюю
Чехию - наименее религиозную страну в Европе. Хотя и та и другая страна богата на храмы разной степени напыщенности.
В основном, польские соборы построены в готическом стиле: как в Вроцлаве (справа на картинке выше), так в Познани (слева на картинке ниже), так в Лодзи (на замыкающей пост картинке). Даже в
Иркутске, куда до революции ссылали поляков, с тех времен стоит небольшой костел, построенный по образу и подобию своих европейских братьев. В общем-то, при всей своей красоте, большинство из этих строений не являются историческими ценностями. Так, в Познани, зданию кафедрального собора всего 70 лет - он был построен взамен утраченного во время войны прежнего здания, оформленного в стиле барокко. Прежний вид здания решили не клонировать, и собор почему-то воплотили в готике. Не внешнее обличие собора притягивает прихожан, а нечто большее.
Употребляя термин "экстремизм", я подразумеваю хорошее его значение. Поляки не собираются отстаивать свою веру с оружием в руках, но хотят причастностью к церкви доказать свою национальную принадлежность: я католик - значит, я поляк. Стоит отметить, что это относительно новое явление. Один знакомый польский эмигрант, проживший последние годы в Канаде, рассказывает, что 30 лет назад такого не было. Возможно, боязнь социалистической диктатуры раньше отталкивала людей от церкви, но со вступлением в европейское капиталистическое сообщество, у поляков развязались руки?
И если так, то подобная судьба может ожидать и Россию, также бывшую до революции очень религиозной страной. Сплачивать народ вокруг религии, чтобы дать ему самоидентифицироваться как единая нация, в российских реалиях будет очень опасно, держа в уме ее многонациональную сущность и проблемы, из нее вытекающие. А разве не этим планирует заниматься наше правительство, вводя школьникам обязательный предмет по православной духовности? Я оставлю этот вопрос открытым, в надежде на то, что все мои опасения напрасны. Пусть Пасхальные традиции и дальше приносят радость, но не служат осознанным или неосознанным средством манипуляции народом.