С чешского призыв "Не брздеть!" переводится как "Не тормозить!" Активная жизненная позиция, выигрышная во многих ситуациях. Я сам следую ей при планировании и реализации путешествий, из чего следует частота сообщений в блоге и разброс отметок на карте. Жители посещаемых мной стран также стараются "не тормозить" в меру своих возможностей и потребностей. Например, чехи, нуждающиеся в заполненных холодильниках, бегут на продовольственные рынки своих городов и закупаются провиантом, пока он еще остается на прилавках. Торговцы в свою очередь тоже "не тормозят" и реализуют свой товар прямо на центральных площадях города, в непосредственной близости от знаковых монументов и памятников архитектуры.
Добро пожаловать в Брно! Городок в Чехии, не большой и не маленький - достаточно простой, но уютный и изящный одновременно. Большинство жителей города являются католиками, но здесь есть и православный храм, построенный переселенцами из Западной Украины после Первой мировой войны. Закарпатье тогда входило в состав некоммунистической Чехословакии. В отличие от СССР, где в то время шел процесс травления религии, чужбина помогла украинцам сохранить народную духовность.
А уже после Второй мировой войны, когда коммунисты дотянулись до Чехословакии, служба в храме Святого Вячеслава Чешского была остановлена. Жизнь в Брне, как и многих других городах социалистического лагеря, во многом изменилась. Изменился и облик города: появились однотипные жилые кварталы с домами-коробками. Выяснилось, что природный ландшафт Брна подходит как нельзя лучше для выставления этих домов на показ. Расположившись на холмах вокруг города, новые районы были хорошо заметны с возвышенности в центре.
Машиностроение в Чехословакии была всегда развито. До конца войны она снабжала немецкую армию танками, после войны - социалистический рабочий класс - тракторами, а обычных горожан - городским транспортом. С виду троллейбусы и трамваи Шкода знакомы всем: на них ездила практически вся восточная Европа. А Советский Союз, видимо посчитав чехословацкую продукцию слишком гламурной, изготавливал клоны.
Электротранспорт до сих пор выгоден в Чехии из-за относительно низкой цены на энергию. Богатых залежей угля и 6 атомных реакторов хватает не только чтобы питать энергией всю страну, но чтобы продавать ее остаток заграницу. Отсюда и такая популяция трамваев с троллейбусами - сложно встретить улицу без рельсов и проводов. Некоторые экземпляры приспособились под окружающую среду и переняли окраску зданий. По Брну теперь ходят трамваи-хамелеоны.
Чем хороши провинциальные города - тем, что в них дольше сохраняются национальные особенности. То, что можно было встретить в Праге 20 лет назад, до сих пор живет в Брне и не меняется под давлением туризма.