Краков и Катовице - два города по соседству - между ними ходят маршрутки, и можно добраться за час. Но какие они разные - становится понятно уже с первого взгляда. Один - испещренный историческим блеском музейный экспонат. Другой - застроенный почерневшими от гари, рабочий город шахтеров. Ему бы в пору стать побратимом Новокузнецка или Питтсбурга - но видимо, поляки не очень утруждают себя сравнениями, предпочитая вместо этого заниматься делом!
Катовице - один из тех городов, которые своим появлением обязаны европейской индустриализации 19 века. Тогда повсеместно строились железные дороги, вырубались леса и разрабатывались угольные шахты. Заводы по плавке металла возводились в местах, близких к месторождениям угля - где добыл, там и сжег. Этот простой принцип и определил вектор развития города, которому он следует по сей день. Из Южного ГОК Украины привозят железную руду и плавят на местном угле. В результате, и летом, и зимой с неба падает черный снег-сажа, а стены домов измазаны словно в печных трубах.
В послевоенные социалистические годы, город решили наградить почетным именем "великого вождя и учителя" и переименовали в Сталинград. Видимо, за стахановские темпы, за сталь для танков и за хараткер настоящих шахтеров! Абы кого именем Сталина или Ленина не называют! Ведь в России это были СПб и Волгоград, а если ленинская или сталинская улица - то были обязательно центральные! Значит, И Катовице был каким-то значимым городом, возможно, даже более значимым, чем Краков или Познань.
Сегодня промышленный гигант уже не выглядит настолько грозно, как прежде. От "Сталинграда" здесь остались только здания в центре - те, что можно было бы назвать историческими. Впрочем, история - это не только давняя старина, как в Кракове, но и даже подзабытые девяностые. Поэтому когда на улице встречаются друг с другом два трамвая с двадцатилетней разницей постройки, ты невольно понимаешь, что куда-то там, в прошлое со старым трамваем, уходит целая часть и твоей уже жизни.
Другие посты о Катовице: