Летят самолеты. Плывут пароходы. Гудят поезда. Сегодняшняя Германия - это экономический и промышленный двигатель Европы, а стоящий на северном Рейне город Кёльн - один из важнейших ее центров. Индустриальное развитие, начатое с добычи угля, укрепилось удобным транспортным положением, и продолжилось производством автомобилей. И это далеко не все, за счет чего живут сейчас немцы. Немецкая пунктуальность помогла как по четко описанному алгоритму построить демократию, а вынужденная толерантность к ранее обиженным народам обернулась в итоге только положительно - есть и приток капитала, и рабочие места, и даже люди, готовые работать за половину оклада.
Но еще 70 лет назад здесь вместо толерантности был тоталитаризм. По всей стране действовала тайная государственная полиция гестапо, целью которой была борьба с противниками нацистского режим. Сейчас все вспоминают чудовищные массовые аресты, пытки и убийства только по фильмам. А посещая Германию совсем не верится, что в ком-то из этих людей могли родиться такие бесчеловечные мысли. Но в Кёльне есть место, которое полностью меняет представление о реалистичности истории. Уцелевшее здание гестапо, с данными обо всех его жертвах - как на официальных бумагах, так и на неофициальных - стенах тесных камер в подвалах. Среди надписей едва различимо щемящее душу "Прощай, дорогая Вера. Аскольд". Отчаявшийся русский юноша тогда еще не знал, что ему одному удастся совершить побег из этой тюрьмы, найти любимую, вернуться с ней в СССР и прожить вместе более 40 лет.
Вот такой черный сарказм войны. Управление гестапо попало в 10% уцелевших зданий всего Кёльна. Теперь в нем создан уникальный музей, как напоминание о страшных страницах истории, которые каждый адекватный немец мечтает забыть. И все продолжают жить дальше. Иностранцам и инакомыслящим теперь сюда открыты двери. Порой настолько, что кажется, на улице слышно больше русского и турецкого языка, чем немецкого. В Кёльне расположен самый большой университет Германии. Иностранной молодежи здесь много отчасти и поэтому. Местные люди тоже стараются выделиться, но поскольку речью на немецком это сделать сложно, то приходится выделяться своим нестандартным видом. Почему-то в Германии мода быть фриком сильнее, чем в остальной Европе.
Даже "живые статуи" у знаменитого Кёльнского собора, одетые в белые мантии, парики и ангельские крылья, почему-то тоже носят яркие кроссовки. Вместе с постаментами из пивных коробок это выглядит очень по-карнавальному. Возможно, это и есть отголосок традиционного, проходящего за 40 дней до католической Пасхи, карнавала. А может быть, энтузиасты-шуты решили просто немного подзаработать.
Кёльн всегда был большим городом. В отдалении от исторического центра располагаются жилые кварталы. Они характерно невысокие - видимо потому, чтобы сделать острые башни церквей на заднем плане более заметными. Или чтобы сделать не менее заметными крыши современных и дизайнерских сооружений. Здесь, например, из-за домов выглядывает местный СКК, Ланксесс Арена. Он принимал уже два чемпионата мира по хоккею, в 2001 и 2010 годах. Интересно, что на обоих турнирах первыми становились чехи.
Жизнь проносится так же молниеносно, как красные трамваи по мосту через Рейн. Одна эпоха сменяет другую и иногда оставляет о себе не четкие воспоминания, а расплывчатые цветые пятна. Меняются лица, мысли, нравы. Города, улицы, дома. Будем надеяться, что мрачные моменты истории больше не повторятся. Ни в Германии, ни в любой другой стране мира.
Другие посты о германских городах (разное время года):