В европейском городе часто можно встретить сохранившийся райончик, с которого начиналась его история. Сингапур - не европейский город, но он был построен европейцами, привнесшими в него свою культуру. В то время уже не было необходимости строить дом на доме, чтобы все они смогли уместиться на небольшом холмике, обнесенном крепостными стенами. Поэтому как такового "старого города" в Сингапуре не осталось - не на чем весить табличку о наследии ЮНЕСКО. Остались только избранные строения, самые знаковые среди которых - храмы, административные здания, богатые мещанские постройки в колониальном стиле.
Как большой космополитичный центр, Сингапур весьма толерантен ко представителям разных культур и их историческим ценностям. Церкви служат церквями, хотя и некоторые из них были частично переоборудованы в бары. В любом баре постоянно меняется народ, сегодня одному хочется выпить, завтра - другому. Европейцы-христиане приезжают в Сингапур так же ненадолго: поработать и уехать обратно. И только некоторые, совсем небольшая группа людей остаются здесь жить - становятся постояльцами "бара".
Строго говоря, здесь очень сложно остаться жить надолго. Формально, получить гражданство практически невозможно: каждый год правительство выделяет небольшую квоту на паспорта, на которые сразу образуется громадный конкурс. Если человек не получает гражданство в этом году, он вынужден подавать в следующем. При этом никакого приоритета и никакого продвижения вверх в очереди он не получает. Это можно объяснить стремлением сохранить азиатскую идентичность - китайскую и индийскую. С другой стороны, и китайцы и индийцы сами не жили здесь изначально, а переселились несколько веков назад. Просто, может, они приживаются в новых местах быстрее и сразу начинают чувствовать себя как дома.
Я тоже жил здесь полтора года назад, но стать гражданином не пытался. Конечно, для европейца прижиться в чужой культуре очень сложно, тем более, когда хозяевами являются азиаты. Их бурно развивающийся мир своими принципами напоминает губку. Они стараются вбирать жидкость, содержащую много питательных веществ, впитывать их, и выпускать жидкость обратно. Сложно привыкнуть к частоте, с которой проходят эти движения. Сложно выдержать этот ритм, и заставить себя жить им. Но те европейцы, которые выдерживают, в каком-то роде перестают быть европейцами, и возвращаться обратно в Старый Мир не хотят.
Для меня Сингапур остается "старым городом" в том смысле, что спустя почти полтора года все равно воспринимается по-старому. Это и понятно: сразу начинают вспоминаться улицы и дома, переходы в метро, маршруты автобусов, специфичные продукты в магазинах, фудкорты, дуриан.. старая работа, коллеги, университет. Но видны и изменения, кардинальные, и настолько поразительные, что не понятно, расценивать их как какое-то чудо или делать оговорку: "нет, я наверное, этого в прошлый раз не заметил". За время, пока меня не было, сингапурцы построили новую ветку метро. Не пару-тройку станций, а целую кольцевую линию. Схема изменилась до неузнаваемости, и теперь что бы проехать от одной до другой станции нужно практически изучать ее заново.
На набережной бухты Марина за год выросли пальмы! Они оживляют и освежают вид делового центра, светящейся громады небоскребов. Нет, это не небоскребы выросли среди пальм, а наоборот! Сама эта набережная выросла вокруг бухты несколько лет назад. То, на чем сейчас расположены казино, знаменитый отель на трех башнях и бассейном на крыше (сейчас он у меня за спиной), все это раньше было водной гладью. Имеющий очень маленькую территорию остров нуждается в увеличении. И поэтому ему искусственно помогают его жители, намывая новые земли с морского дна.
Сингапур - одна из самых безопасных стран в мире, что очень контрастирует с ее соседями. В газетах здесь пишут об экстраординарных событиях: у школьника отобрали телефон! Публикуют приметы вора, берут интервью у потерпевшего, его учителей и родителей. Найти вора будет достаточно легко: один город - одно государство. Единственный способ сбыть награбленное - вывести в Малайзию через один из наземных пограничных пунктов. А пока он этого не сделал, помогут миллионы камер, установленных в публичных местах.
Здесь не так часто можно увидеть полицейского: они либо переодеты в штатское, либо сидят в участках и следят за камерами. Можно даже сказать, что вся страна управляется с помощью камер. Камеры есть даже в каждом лифте каждого жилого дома. Идилия безопасной жизни сводится к тотальной слежке за жителями. Мало того, желание властей отфильтровать общество на потерпевших и преступников вынуждает делать из первых стукачей. Каждому гражданину известен бесплатный номер, на который можно скинуть смс, если поблизости происходит какое-то нарушение. К месту происшествия незамедлительно выдвигается ближайший наряд полиции. Грабеж или драка - это еще понятно. Плевок или бросание мусора на улицы можно объяснить любовью к своему городу. Но еду или питье в метро? Ловлю рыбы в море или проезд на велосипедах по подземному переходу? А штрафы-то какие… Измеряются сотнями и тысячами долларов.
фото 2010'
За всей красотой и блеском чудесного города кроется скрытый и очень строгий полицейский режим. За уютными блоками жилых домов скрываются целые семьи стукачей, детям прививают недоверие к своим друзьям. На приезжих людей смотрят как на чужаков, они никому неинтересны, они будут использованы и выпущены обратно. Поэтому и встает вопрос, а для кого вообще строится эта страна? Кто вообще сможет жить в ней, под таким давлением и с такими ограничениями? У меня нет ответа на этот вопрос, даже спустя полгода жизни в Сингапуре. Но как бы парадоксально это не звучало, когда-нибудь я хотел бы вернуться. Опасности притягивают, а загадки требуют какого-то разрешения. Хочется быть любознательным, но осторожным. Хочется всегда ставить себя на место жителя. И тогда, возможно, когда-нибудь, я что-нибудь пойму о странной жизни этого азиатского экономического гиганта.
Другие посты о Сингапуре (разные поездки):
- Ночь (декабрь 2013, ночное открытка-фото)
- Фактура (декабрь 2013, ночное стрит-фото)