Чили. Все об острых перчиках.

Dec 27, 2011 09:13


Стручок красного жгучего перчика Чили. Что значит каждое из этих слов? Стручок перчика - это узкая и длинная географическая форма; красный - это обилие меди в горах, добыча которой составляет самую весомую долю экономики; жгучий - это национальный характер южного народа; и наконец само название Чили подводит под вышесказанным черту и однозначно определяет страну, о которой здесь пойдет речь.


Я никогда раньше не понимал, как можно управлять страной с такой странной формой. Какова должна быть граница, и сколько человек должно ее охранять? И как сохранять национальную целостность, когда народы с севера и юга, равноудаленые от столицы, могут идеологически быть несовместимыми. На самом деле, все достаточно просто. Первого вопроса я касался в предыдущем посте - горный хребет создает природную границу. Ответ на второй вопрос прямиком следует из богатства минеральными ресурсами. Создавая стратегически важные объекты как на севере, так и на юге, в Чили обеспечили работой местное население, сделали их состоятельным обществом. Теперь Чили - это самая экономически мощная страна Латинской Америки. А например, жизнь в соседней Боливии, обделенной селитрой, на порядок беднее. Поэтому народ и заинтересован продолжать работать и отождествлять себя с элитой на всем континенте.



Но посмотрим, так ли на самом деле все хорошо? Экономика страны зависит от добычи ресурсов, но не от их обработки. А это достаточно зыбкая почва. Очень просто найти рудники и их приватизировать. Вся прибыль от продажи здесь идет ограниченному кругу людей. Шахтеры, как низкоквалифицированная рабочая сила, довольствуются грошами, но все равно рады тому, что имеют работу. Это создает громадную пропасть между богатыми и бедными, а в среднем уровень ВВП на душу населения оказывается хорошим.


Об управлении. Когда-то страна была зависима от Испании. Восстали, развернули демократию. Потом к власти пришли левые. Населению это опять не понравилось - восстали, к власти пришел генерал Пиночет. Но при всей его открытой внешней политике, внутри страны он создал военную диктатуру и сильно ограничил свободы граждан. Вам ничего это не напоминает? В итоге, его опять свергли, вернули демократию, все свободы. Но бедность трети населения это все равно не исправило. Пропасть возросла. Ее не могут преодолеть с самого начала существования страны.


На улицах городов можно часто встретить лотки со старыми книгами - их читают и перепродают. Сделано это потому что покупать новые книги безумно дорого. Сами жители говорят, что государство препятствует тому, чтобы люди читали книги и соответственно, расширяли кругозор, становились более сознательными и образованными. Но ведь если люди не будут учиться, кто составит в будущем исследовательский и научный потенциал государства? Если уж и вылазить из пропасти низкоквалифицированного труда, то нужно восполнять ее чем-то иным, более специализированным, начать развивать новые отрасли в стране.


Сейчас картина благосостояния в Чили выглядит весьма очевидной: олигархи владеют всем, довольные весьма легко заработанными деньгами, и не спешат вкладываться в дальнейшее развитие, что повлекло бы за собой улучшение жизни остальных людей. Такая же ситуация параллельно складывается и в России. Наше правительство продолжает держать своих граждан за дураков, обещая улучшения и затуманивая взор на настоящее положение вещей. Но правда жизни в том, что даже пройдя все этапы массовых манифестаций и даже наконец добившись честных выборов, смену правительства и полного энтузиазма нового президента-оппозиционера, мы не добьемся коренных изменений в жизни. Если есть верхушка, какой бы честной она не казалась, и есть способ легко заработать, то эта верхушка рано или поздно все равно поступится своими обещаниями ради собственного обогащения. Это мы видели на примере Чили, и увидим еще и еще раз в России.


Признаюсь, меньше всего перед посещением Чили я думал, что она напомнит мне Россию. И у меня не было цели специально искать бедные кварталы, хотя бы потому что многие заранее предупреждали об опасности ходить туда с фотоаппаратом. А центры нескольких городов, в которых я побывал: Сантьяго, Вальпараисо, Винья-дель-Мар - не показались хоть сколько-нибудь ужасающими. Но сходство с Россией, гораздо более приятное и родное, все-таки есть. В Винья-дель-Мар, курортном городке как для приезжих, так и для чилийцев, есть райончики частных домов с приусадебными участками. Там люди выращивают фрукты и овощи. В конце декабря подходит сезон персиков и слив. Ветки деревьев со спелыми плодами свисают с заборов и делают их доступными для прохожих.



Хорошо иметь такую дачу недалеко от берега вечнотеплого океана, в месте со средиземноморским климатом, да так, чтобы в паре часов езды были уже горнолыжные курорты. Аналогия с Сочи напрашивается сама собой. Интересно, во сколько бы раз увеличилась цена такой дачи, проведи в Вальпараисо Олимпийские игры?


Близость гор здесь создает свои особенности: по утрам с них спускается плотный туман. Вдобавок, из-за жары вода в реках начинает испаряться, и порой глядя на белую завесу становится невозможно определить, где же кончается туман, а где начинается это "парное молоко". Высокая влажность, перепад температур и вулканическая порода создают прекрасные условия для роста винограда, который идет на изготовление вина, считаемого чилийцами лучшим в мире.


Еще это весьма необычно слышать, но у Чили в свое время также была колониальная политика. В XIX веке они также бороздили морские просторы в поисках земель, которые можно было бы захватить. И захватили всем известный Остров Пасхи. Теперь чтобы увидеть моаи можно просто сходить в музей в Винья-дель-Мар. Но чилийцы все равно любят слетать на остров, провести там отпуск, остановившись в каком-нибудь недорогом гестхаузе, по духу напоминающим сдающиеся частные дома в крымских прибрежных деревнях. Есть на Острове Пасхи свой шарм.. но это уже тема следующего поста.


Чили

Previous post Next post
Up