Говорят, это плохо - обсуждать человека за глаза, пока он, отвернувшись, занят занят чем-то другим. Так же и с городами - когда я пишу рассказ об Алмате, никто из алматинцев не сможет его прочитать - потому что ЖЖ в Казахстане попросту заблокирован. Кто-то сверху не хочет, чтобы жители читали посты, подобные этому. Или, другими словами, чтобы так и не смогли понять свои собственные недостатки или порадоваться достоинствам. Здесь я опишу мысли, в основном, социальные, навеянные разговорами с коренными алматинцами - теми, кто радеет за свой город, и видит, что его народ катится в пропасть.
После относительно короткой дороги в Алмату из
Бишкека, путник попадает в совсем другой мир, Формально, это две разные страны, разные правительства, экономики и социальные системы. Но фактически, народ в двух городах живет родственный и очень похожий. Везде гостя встретят с широкой улыбкой на лице и посадят на главное место за столом. В деревне могут зарезать на праздник барана или даже коня, приготовить бешбакрмак и накормить им гостя так, что трудно будет двигаться.
Однако на этом все сходства между современными народами практически заканчиваются. Так уж сложилось, что степной Казахстан гораздо богаче горной Киргизии по наличию природных ресурсов. За счет продажи как добытых ресурсов, так и самих рудников, жители Казахстана могут себе позволить несоизмеримо больше своих соседей. И поэтому, между когда-то братскими народами начали появляться нелюбовь, зависть и глупые претензии на этой почве. Сейчас русскому на
Иссык-Куле отдыхать безопаснее, чем казаху.
Все деньги Казахстана циркулируют в Алмате - бывшей столице на бумаге, но нынешней - в умах и сердцах самих алматинцев. Среди горожан никто не хочет признавать Астану, как в прочем и весь остальной Казахстан. Если и остался город, на который до сих пор равняется Алматы, то это
Москва. С московской золотой молодежи берет пример и молодежь алматинская. Во внешнем виде здесь важно все до последней мелочи: от марки туфлей до бренда салона красоты, где тебе делают укладку.
Из своей кочевой культуры, сегодняшнее поколение больше всего ценит любовь к лошадям. Только, к железным. То, на чем ты ездишь сегодня определяет твой социальный статус. У алматинца может быть немеблированная квартира в доме с облупливающимися стенами и протекающими окнами, но машина должна быть как можно круче! От ее цены зависит, пропускают ли тебя на дорогах другие машины и останавливают ли гаишники.
Хотя Алматы и выглядит гораздо богаче Бишкека, но он менее благополучен социально. В городе действует целая иерархия классов людей и система критериев, по которым один класс идентифицируется от другого. Один из таких критериев - локация твоего дома. Если дом стоит ближе к горам, значит стоит дороже. А факт того, что гаишники находят деньги строить себе коттеджи в самых элитных верхних районах города, невольно наталкивает на мысли о коррупции. В Казахстане взяточничество распространено на всех уровнях иерархии: от медицинских справок до государственных законов.
Легкость покупки любой желанной тебе вещи, человека или закона ставит деньги во главе всей системы ценности алматинца. Поэтому молодежь стремится в первую очередь получить работу с самой высокой зарплатой и минимумом действий. Люди открывают свой бизнес. Для этого им не нуждно даже учиться. Образование Казахстана находится в разрушенном состоянии. Дипломы многих университетов попросту не учитываются при приеме на работу.
Как банально бы не звучала избитая фраза про "попасть между богатыми и бедными", в Алматы дает наглядно представление о том, что это такое. В то время, как люди в степи до сих пор используют дедовские способы для выращивания арбузов, алматинские мажоры разъезжают на крутейших тачках. Разумеется, они не знают, как сейчас живут в провинции - кроме родной Алматы они в Казахстане больше нигде и не бывали...