Есть два способа показать людям, что ты чего-то стоишь: с помощью грубой мужской силы или доверху набитых мешков с золотом. Пойти воевать или откупиться - можно решить на ходу, в зависимости от того, насколько позволяют возможности. А от результата будет зависеть весь ход истории, направленный в неожиданно-удачное русло или завязанный тугим узлом. Краковские власти обычно не разорялись на войны, поэтому смогли сохранить больше денег. А чем больше денег, тем больше церквей, тем выше их башни, и ярче блестят купола.
Поначалу у поляков не очень получалось проявлять свою силу. Нашествия монголов 13 века были разорительными, хотя в отличие от Руси, Польша не попала под иго. Но Краков со своими укреплениями был сильно разрушен. Уцелело несколько церквей в романском стиле - приземистых, но с толстыми стенами. Город пришлось планировать по-новой так, чтобы гармонично вписать и элементы прошлого - повод говорить старикам: "а видите, как строили в наше время!" По правилам из учебника истории, его окружили новыми стенами и башнями. И это помогло - в дальнейшем больше никому не удавалось ощутимо разрушить город.
В 14 веке в средневековый Краков пришел мир. В отсутствие серьезных войн росла казна, что позволяло правителям время от времени пускать деньги на ветер. До Восточной Европы докатилась готическая мода, и будучи столицей, Краков стал пополняться церквями с высокими заостренными башнями. Главное было придерживаться тренда - высоте и вытянутости, но не обязательно симметричности. Поэтому у некоторых церквей, как например Успения Пресвятой Девы Марии, башни оказались разной высоты.
Польские короли жили за несколькими кругами стен, разной толщины, высоты и прочности. Замок, резиденция и склеп находились в центре города, на холме у Вислы. Главной архитектурной изюминкой был современный готический собор святых Станислава и Вацлава. Мир и сэкономленные на войне деньги постепенно привели к образованию новый течений в культуре и искусстве, которые незамедлительно применялись к уже существующим вещам. В порядке вещей было перестраивать старые здания церквей или достраивать к ним новые башни, часовни или просто декорировать более современно.
Возникшая в Италии эпоха Возрождения не медлила навестить Польшу чтобы привезти с собой еще больше модных решений. Стоит ли размышлять, почему многие итальянские художники, философы и торговцы стали переезжать в Краков - действительно ли из-за денег, или возможно, они видели некоторый скрытый потенциал или источник вдохновения в этом городе. Или может быть, Италия уже в те времена испытывала трудности и предвкушала "скорое" пришествие Берлускони.
Так или иначе, в моду вошло барокко. К строгим готическим чертам церквей добавились текучие и криволинейные формы. Сначала барочные часовни достраивались стена-к-стене основного собора - как Базилика Божьего Тела. Позже, уже сами соборы стали исполняться в чистом стиле - как построенный в начале 17 века Собор Петра и Павла. На сегодняшний день он является самой большой исторической церковью Кракова.
Разумеется, архитектурные новинки применялись не только к церковным, но и к другим сооружениям города, таким как Суконные Ряды, перестраивавшихся по моде несколько раз. Но Краков был всегда городом церквей, что неудивительно, имея в виду
религиозность поляков. Благодаря этой черте мы, современные жители, не только имеем сейчас представление о старине, но и можем до нее дотронуться. Здания возрастом сотни лет, бесконечные истории из их жизни - этим нужно только восхищаться и сохранять для следующих поколений.
Другие посты о Кракове (разное время года):