Прямой линии не существует в природе. Любая форма, живой или неживой сущности: крыло птицы, гребень волны, очертания гор, ствол дерева - обладают изогнутостью и неровностью - это нас притягивает и завораживает. Художники замечают гармонию, физики и философы находят объяснения и принципы, математики переносят эти принципы на абстрактные модели, а инженеры воплощают их в своих сооружениях. Получается некоторого рода замкнутый круг: поразившая нас кривая линия в естественной природе по-прежнему поражает в человеческих строениях. Норвежцы, народ очень не равнодушный к природе, продолжают использовать кривые линии для постройки домов, дорог и
мостов - и это делает их столицу Осло во многом гармоничным городом.
Предпосылкой для создания большого количества мостов служила сильная изрезанность территории. Норвегия, практически полностью состоящая из высоких гор, узких фьордов и островов разной величины и удаленности от материка, катастрофически нуждалась в удобном транспорте. В дикие языческие времена, морская навигация служила порой единственным способом передвижения. Эти трудности в какой-то мере сподвигли населяющие эти места викингов строить флот и плыть на завоевание новых земель - менее изрезанных, чем в Скандинавии.
Криволинейность же современной архитектуры лучше всего заметна на фоне страшных прямолинейных строений. В центре города, где пространство открыто для эксперимента, норвежцы отходят от гармонии природы, и строят безжизненные угловатые строения - словно из фильма про трансформеров. Кажется, что этот робот сейчас поднимется из морской пучины, превратится в космический корабль и полетит завоевывать инопланетные цивилизации. А ведь цель была всего лишь построить здание оперы - на манер Сиднейской - на островке в заливе. Но если первая и получила свою мировую известность за счет кривизны, то вторая, лишенная ее, так и осталась всего лишь местной достопримечательностью.
Верность своим традициям не позволяет норвежцам обустраивать свой каждодневный быт сильно футуристическими формами. Они, как и прежде, любят селиться ближе к лесу, чтобы чаще иметь возможность выбираться туда на выходные. Снег, дождь, лед, мороз не являются для них какой-либо преградой. Викинги никогда не были избалованы погодой, и выносливость в сложных условиях успешно передалась их потомкам. В деревянных домиках на склонах гор селятся по две-три семьи - это считается средним уровнем для норвежца. Более состоятельные занимают дом целиком, менее - могут вообще переселиться в типовые квартиры в блочных домах - но только временно, пока не выбьют кредит на дом.
Проходит время, и все человеческие постройки рушатся - против этого не поможет ни гармоничность их дизайна, ни изогнутость форм. В конечном счете все окажется в так называемом
греческом салате - обильной зелени салата болотной травы с порубленными на кусочки сыром фета останками архитектуры прошедших эпох. Как напоминание о тех временах, прямо в центре Осло можно увидеть хаотично разбросанные камни, бывшие когда-то монолитными стенами. Как и можно было догадаться, архитектура в первую очередь служит нынешнему поколению, улучшая качество жизни. Какая разница до будущего, если они все равно увидят ее в таком разрушенном виде?
Другие посты об Осло (разные поездки):