В продолжение
статьи про ленд-лиз.
Очень часто в адрес США звучат упреки в том, что, мол, эти проклятые капиталисты не только отсиживались у себя за океаном, в то время, как на полях Второй мировой гибли советские солдаты, но еще и нагло наживались на этих самых смертях, причем даже поставки по ленд-лизу США производили не себе в убыток. «Прибыль» от ленд-лиза зачастую объясняется тем, что он-де непременно оплачивался советской стороной, однако это слишком поверхностный взгляд на проблему, да к тому же еще и в корне неверный, о чем я уже писал в предыдущей статье. И все же мнение о том, что Америке в экономическом плане война оказалась выгодна, небеспочвенны, и сейчас я постараюсь объяснить, почему. Безусловно, тяжело говорить о «выгоде» в войне страны, которая потеряла в оной около 400 тысяч своих граждан, но мы все-таки постараемся абстрагироваться от морального аспекта рассуждений про пользу войны для США и сфокусируемся исключительно на цифрах.
Думаю, ни для кого не секрет, что США от Второй мировой понесли наименьшие потери из всех стран, принимавших в той войне активное участие. Американская территория практически не пострадала от боевых действия, если не считать налет на Пирл-Харбор да японскую программу Фу-Гоу по бомбардировке территории США с неуправляемых воздушных шаров - эффект от последней вообще составил всего лишь 6 американских мирных жителей убитыми да поврежденную систему охлаждения ядерного реактора (правда, результат такого повреждения мог бы по потерям для США перекрыть, к примеру, высадку в Северной Африке, но, к счастью, не сложилось). Американская территория практически не подверглась оккупации: единственными штатовскими клочками земли, побывавшими в руках японцев, стали острова Атту, Кыска, Уэйк и Гуам. Таким образом, ни мирное население, ни инфраструктура, ни хозяйство США не пострадали от прямого воздействия противника.
В целом в экономике США времен войны наблюдался очень серьезный рост. По сравнению с 1938 годом к лету 1945 года мощности промышленности выросли на 40%. Для примера, на диаграммах №2 и №3 вы можете видеть, как росли объемы выплавки стали и чугуна и добычи угля и нефти. ВВП США за годы войны вырос на 69,1%. Размещение правительственных оборонных заказов в американской экономике привело к резкому росту производства, что, в свою очередь, привело к увеличению числа рабочих мест и, соответственно снижению уровня безработицы (число занятых в несельскохозяйственных отраслях производства американцев вы можете увидеть на диаграмме №5). В результате к 1944 году количество безработных в США составило лишь 700 тыс. человек. Для сравнения в 1940 году эта цифра равнялся 8 миллионам. Средняя зарплата американцев выросла на 6-8%. Все это, разумеется, привело к росту общего уровня благосостояния граждан США.
Не обошли позитивные изменения и сельское хозяйство. Несмотря на то, что число занятых в сельском хозяйстве за время войны упало с 11,7 до 10,8 млн. человек, производство значительно выросло: в 1944 году было произведено на 40% больше продукции, чем в 1940. В основном такой рост стал возможен благодаря интенсификации производства: посевные площади расширились менее, чем на 5%, а производство на гектар увеличилось на 20%; продуктивность на голову скота - на 10 %, при росте поголовья в 20%. Количество электрифицированных ферм с 1940 по 1945 год увеличилось с 30,4% до 44,9% (изменения общего производства электроэнергии вы можете увидеть на диаграмме №4). Число
тракторов выросло с 1545 тыс. до 2422 тыс. Зерновых комбайнов - с 190 тыс. до 375 тыс. Грузовых автомобилей - с 1047 тыс. до 1490 тыс. Все это привело к тому, что чистый доход фермеров в 1945 году составил 12,2 млрд. долларов (в 1939 году он был на уровне 4,2 млрд.).
Тем не менее, огромные военные расходы (динамику изменения соотношения военных и невоенных расходов США вы можете проследить по диаграмме №1; к слову, расходы на поставки по ленд-лизу составили 14,7% от военных расходов США) не могли остаться для США без последствий: национальный долг США вырос с 40 млрд. долларов в 1939 году до 258 млрд. долларов в 1945, то есть на 645%.
Проще говоря, война и связанные с ней расходы стали для США способом кредитования самих себя. Благодаря росту внешнего долга, США смогли создать тысячи рабочих мест, благодаря чему благосостояние американских граждан неизменно росло. Национальный доход с 1939 по 1945 год вырос с 73 млрд. долларов до 181 млрд. соответственно. А общие сбережения населения к концу войны оценивались в 129 млрд. долларов. Все это вкупе с интенсификацией производства стало основой для послевоенного роста экономики США. То есть плоды своей экономической политике Штаты стали пожинать уже после войны, когда расходы снизились, а экономика уже пришла в норму после Депрессии и начала подъем. Словом, говорить о том, что США «нажились» на Второй мировой, можно лишь в контексте долгосрочной перспективы. По сути, за годы войны США только вкладывали деньги в развитие собственной экономики, не особенно получая дивиденды.
Если кто в США и получал моментальную и ощутимую прибыль от войны, то это были крупные корпорации. Около 70% правительственных заказов пришлись на долю 100 крупнейших американских корпораций. А основные американские монополии («Дженерал моторс», «Форд Мотор Кампани», «Дженерал электрик» и несколько других) получили 30% всех заказов. Если до войны на предприятиях крупнейших корпораций, составлявших 2% от всех фирм США, было занято 49% рабочих, то к концу войны на их предприятиях было 62% всех американских рабочих. Прибыль крупнейших корпораций только в 1944 году составила за вычетом налогов 10 млрд. долларов (в 1939 году - 5 млрд.). В целом же за годы войны доходы этих компаний составили 54,6 млрд. долларов, то есть в среднем 8,7 млрд. долларов в год. Для сравнения в 1936-1939 годах ежегодная прибыль этих компаний составила 3,4 млрд. долларов.
Впрочем, были в США и такие компании, деятельность которых лучше всего характеризуется словом «наживаться». Причем наживались они на гибели американских же солдат, сотрудничая при этом с противниками США в войне. Во время войны в США действовал Закон о торговле с врагом, принятый еще 16 октября 1917 года. Раздел 5 этого закона запрещал американским компаниям торговать с противником США в войне, равно как и с союзниками противников. Тем не менее, некоторые американские компании продолжали поддерживать с Германией тесные связи и после 11 декабря 1941 года. Одной из таких компаний был принадлежавший семейству Рокфеллеров «Чейз Нэшнл Банк», парижский филиал которого активно сотрудничал с «Рейхсбанком» и после Перл-Харбора, финансируя в том числе немецкие ведомства во Франции. Была еще и компания «Стандарт ойл», на протяжении всей войны снабжавшая Германию нефтью через Южную Америку, Испанию и Швейцарию. В 1944 году Германию получила из США порядка 48 тыс. тонн нефти и 1100 тонн вольфрама. Кроме прямых поставок в Германию, «Стандарт ойл» снабжала топливом южноамериканскую авиакомпанию «Л.А.Т.И.», которая занималась перевозками грузов в Германию и обратно. Отличилась и американская корпорация «Интернэшнл телефон энд телеграф»: После Перл-Харбора главные командования сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота Рейха заключили с ИТТ контракты, предусматривающие производство коммутаторов, телефонных аппаратов, систем воздушной разведки и оповещения, радиолокационного оборудования и взрывателей для артиллерийских снарядов в количестве 30 тыс. штук в месяц. Эту цифру предполагалось увеличить к 1944 году до 50 тыс. Кроме того, ИТТ поставляла готовые изделия для сборки ракетных снарядов, которыми немцы бомбили Лондон, селеновые выпрямители и высокочастотное радиооборудование, аппаратуру для обеспечения военной связи. А аргентинский филиал ИТТ - САТР - практически полностью обеспечивал связь между Аргентиной, Германией, Венгрией и Румынией. Кроме того, в одном только 1943 году американские компании поставили Рейху через Испанию 25 тыс. тонн сульфата аммония и 10 тыс. тонн хлопка.