В предыдущих сериях:
Колонисты.
Сегодняшней жертвой разоблачения станет миф о том, что США-де никогда не вели войн на своей территории. Правда, чаще это заблуждение принимает более понятную, но от этого не менее неверную форму: США никогда не вели войн на своей территории с иностранными противниками. Поелику в прошлый раз многие не поверили, что у нас действительно есть люди, которые считают основателей США каторжниками, в этот раз я вооружился ссылками на адептов рассматриваемого мифа:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 В общем-то, первую версию этого мифа я даже не буду рассматривать, поскольку полагаю Гражданскую войну в США в той или иной степени знакомой большинству своих читателей, так что вряд ли я открою для них что-то новое описанием этого конфликта. Помимо Гражданской, можно отметить еще и Войну за независимость, которая, de jure после 4 июля 1776 года проходила именно на территории США. Ну и, конечно, не стоит забывать и о Второй мировой, которая также, хоть и слегка, но затронула территорию США, но об этом я напишу в следующем посте серии. А сегодня речь пойдет о той войне, которая весьма серьезно прошлась по американской земле. Я имею в виду англо-американскую войну 1812-1814 годов, которая в американской историографии получила претенциозное название Второй войны за независимость.
В начале XIX века в Европе гремели наполеоновские войны. В мае 1803 года начался очередной виток военных действий между Францией и Англией, а 21 ноября 1806 года Наполеон Берлинским декретом положил начало Континентальной блокаде, запретив всем союзным или подвластным Франции странам торговлю с Британией, а всем судам, идущим в Англию или из оной, - заход во французские порты. Англия в свою очередь предприняла контрмеры и запретила нейтральным странам торговать с враждебными Британии государствами, а все нейтральные суда должны были заходить в английские порты для уплаты пошлин. Эхо больших европейских разборок докатилось и до американского континента: и англичане, и французы задерживали торговые суда США. Англичане, правда, преуспели в этом деле чуть больше: за годы Континентальной блокады они захватили около 1000 американских судов и порядка 10 000 моряков, в то время, как французы отметились только пятьюстами. Все это наносило серьезнейший ущерб американской внешней торговли, тем паче, что у американцев и без того было достаточно проблем с «Пиратским берегом», несмотря на победу США в Триполитанской войне 1801-1805 годов. Все это привело к тому, что в 1807 году в США был принят Закон об эмбарго, запрещавший американцам торговать вне национальных границ. А в парламенте все чаще слышались призывы к войне с Англией. Тем более, что претензии американцев к бывшей метрополии не ограничивались «морским беспределом»: в 1809 году в одном из своих первых докладов Конгрессу новый президент США Джеймс Мэдисон, упомянул о нескольких тысячах случаев незаконных действий английских властей против граждан США, а заодно обвинил британцев в том, что сегодня назвали бы финансированием национальных бандформирований, - в поддержке индейских племен на северо-западе США в их борьбе с американскими поселенцами. Число сторонников войны выросло еще больше после того, как в ноябре 1811 года генерал У.Г. Гаррисон на реке Типпекану разбил индейцев, руководимых вождем Текумсе, что еще больше укрепило веру политиков в силу американской армии…
А в 1810 году в США были отменены ограничения на торговлю с иностранными государствами. Однако на их место пришел Закон Мэйсона №2, по которому США предлагали Англии и Франции признать нейтралитет США и прекратить незаконное задержание американских судов. В том случае, если это требование будет выполнено одной из этих двух держав, американцы обязывались немедленно прекратить любые торговые отношения с другой. Этой возможностью воспользовалась Франция, объявившая о снятии всех ограничений на американскую внешнюю торговлю. В свою очередь США, выполняя свое обещание, в начале 1812 года отказались от торговли с Англией, и отозвали своего посланника из Лондона.
Если американо-французские отношения после Закона Мэдисона пришли в более-менее спокойное русло (хотя французы по-прежнему периодически досматривали американские суда в открытом море), то после разрыва отношений с Англией позиции возглавляемых спикером Конгресса Генри Клеем «ястребов войны» стали еще более прочными, что в конце концов привело к тому, что 18 июня 1812 года Конгресс проголосовал за объявление войны Британии. Интересно, что 16 июня Англия отказалась от ограничений на торговлю США, однако новость эта, разумеется, дойти до Америки не успела.
К началу войны американская армия насчитывала около 10 тысяч человек. Вскоре Конгресс санкционировал увеличение армии до 35 тысяч, однако такой численности американские регулярные войска достигли лишь к октябрю 1814 года. Против этой весьма скромной армии британцы могли выставить и того меньшие силы: в Канаде находилось 5000 английских солдат. Ввиду малочисленности регулярных армий, обе стороны активно использовали свои милиции. Британцы также разрешили канадцам набирать отряды вольтижеров. Кроме того, на стороне англичан выступил индейский Союз шести племен во главе с Текумсе, который незадолго до этого был разбит американцами, о чем уже говорилось выше, и ряд других племен (впрочем, индейцы сражались и на стороне американцев).
Первоначальный план кампании, разработанный американцами, предусматривал вторжение в Канаду по трем направлениям: западному - между озерами Гурон и Эри, центральному - по перешейку между озерами Эри и Онтарио, и восточному - между рекой Святого Лаврентия и озером Шамплейн. Командование западной группой войск было поручено генералу Уильяму Халлу, центральной - генералу Стивену Ван Ренсселеру, восточной - генералу Генри Дилборну. Войска генерала Халла вышли из Детройта сразу же после объявления войны, 12 июля. С канадской стороны им противостояла армия генерал-майора Айзека Брока. После поражений при Браунстауне и Монгвагоне Халл под угрозой окружения вынужден был отступить к Детройту, который вскоре был взят Броком в осаду, а 16 августа капитулировал. После взятия Детройта Брок перебросил свои войска в район Эри-Онтарио, где войскам Ренсселера удалось форсировать Ниагару. 13 октября состоялось сражение при Куинстонских высотах, в котором американцы вновь были разбиты, а английские войска вошли в Буффало. В этом же бою погиб и генерал Брок. Наступление на восточном направлении также особыми успехами не отличалось.
Куда лучше для американцев началась война на море, хотя именно здесь у британцев был значительный перевес в силах: к июню 1812 года англичане сосредоточили в американских водах 97 боевых судов, в том числе 11 линейных кораблей и 34 фрегаты. Американский военно-морской флот насчитывал лишь 22 судна. И все же первые морские победы в этой войне были одержаны ВМФ США: 19 августа фрегат «Конституция» под командованием капитана Айзека Хала потопил британский фрегат «Герриер», 25 октября «Соединенные штаты» под командованием капитана Декейтера захватили британский фрегат «Македонец». А 29 декабря все та же «Конституция» у берегов Бразилии захватила и потопила фрегат «Ява», который вез в Индию генерала Хислопа, губернатора Бомбея.
Но, несмотря на эти победы, в целом результаты кампании 1812 года можно считать крайне неудачными для американцев. Англичане под командованием Брока сумели разбить американцев на двух направлениях их вторжения, да при этом еще и перейти в контрнаступление, взяв Детройт. Но развить свой успех британцы не сумели: после гибели Брока командование войсками Верхней Канады принял на себя ее лейтенант-губернатор Генри Проктор - довольно нерешительный военачальник. Он отказался от преследования отступающих сил американцев, позволив последним привести свои побитые армии в порядок и подготовиться к новому наступлению, которое вновь началось с того, что северо-западная группа войск, получив подкрепления из Кентукки, во главе с генералом Уильямом Генри Гаррисоном попыталась овладеть захваченным британцами Детройтом. Однако в первом же сражении при Френчтауне, штат Мичиган, американцы вновь были разбиты англо-индейскими войсками и обращены в бегство. Собственно, на этом попытки освобождения Детройта и закончились. А осмелевшие англичане в свою очередь попытались организовать вторжение в Огайо, однако в мае и июле провалились две попытки англичан овладеть Форт-Мейгсом, а чуть позже неудачей закончилась и осада Форт-Стивенсона на р. Сандуски, после этого из Огайо англичане ушли.
Чуть более успешным для американцев стало их наступление на Ниагарском фронте. 27 апреля американские войска провели успешную десантную операцию и взяли канадский Йорк (ныне Торонто) - столицу Верхней Канады. После взятия город был сожжен и оставлен. 27 мая американцы захватили Форт-Джордж на севере Ниагары. Но и на этом направлении успехи американцев довольно быстро закончились: 5 июня американцы были разбиты на Каменной речке, а 24 июня канадцы одержали верх над превосходящими силами противника при Бобровой плотине на Ниагаре. Летом 1813 года англичане захватили инициативу и на Онтарио, однако контроля над озером они сумели добиться только после спуска на воду в 1814 году английского 112-орудийного линейного корабля «Св. Лаврентий».
Последнюю попытку масштабного наступления американцы предприняли осенью 1813 года. 10 сентября американцы одержали одну из самых ярких своих побед в войне: озерная флотилия адмирала Оливера Пери разбила английский флот на Эри. После этого англичане были вынуждены покинуть Детройт, а войска генерала Гаррисона перешли в очередное наступление, которое завершилось на реке Темзе 5 октября победой американцев. В этом сражении был убит Текумсе, после чего руководимый им Союз шести племен распался, а англичане лишились сильного союзника. Тем не менее, продолжать наступление и вторгаться в Верхнюю Канаду Харрисон не решился, вернувшись вместо этого в Детройт.
На Ниагарском перешейке американское наступление ознаменовалось успехом отряда генерала МакКлюра, который 10 декабря 1813 года взял и сжег город Ньюарк (ныне - Ниагра-на-Озере). А вскоре англичан вынудили оставить Буффало, однако перед этим британцы устроили противнику маленькую пакость и 30 декабря сожгли город.
А вот наступление американцев на Нижнюю Канаду полностью провалилось. В октябре американские войска, разбитые на две группы начали продвижение к Монреалю: 4-тысячный отряд генерала Уэйда Хэмптона должен был двигаться к северу от озера Шамплейн, а 8-тысячная армия генерала Джеймса Уилкинсона должна была добираться до цели водным путем: по реке Св. Лаврентия. Но 27 октября армия Хэмптона на реке Шатогуэе была разбита значительно уступавшим ей в силах отрядом франко-канадских вольтижеров и индейцев-мохавков общей численность в 500 человек. Узнав о поражении восточной группы войск Уилкинсон принял решение прекратить продвижение по реке и 10 ноября высадился на берег близ Моррисбурга в 150 км от Монреаля, а 11 ноября арьергард Уилкинсона столкнулся с отрядом англичан у Крайслер-ферм, где и повторил судьбу колонны Хэмптона. После этого американцы плюнули на Монреаль и отступили.
Таким образом по прошествии полутора лет после начала войны американцы так и не смогли добиться каких-либо успехов, и к концу 1813 года армии противоборствующих сторон практически вернулись к своим довоенным границам.
Безрадостно в 1813 году складывалась для американцев и ситуация на море: англичане, пользуясь своим превосходством в силах, организовали практически полную блокаду восточного побережья США, что наносило экономике оных огромные убытки. Единственным, что могли противопоставить британскому флоту американцы, были рейдеры. И некоторые из них действовали весьма успешно. К примеру, ущерб английской экономике от действий американского фрегата «Эссекс», плававшего под командованием капитана Дэвида Портера, составил 3 млн. долларов. Да и география действий рейдеров была весьма обширна: тот же «Эссекс» был захвачен британцами 28 марта 1814 года у берегов Чили, а 14 августа того же года англичане захватили шлюп «Аргус» у берегов Уэльса.
В 1814 году инициатива переходит к британским войскам, к которым начинают подходить подкрепления из метрополии. Хотя первое наступление вновь предприняли американцы: в июне американские войска захватили Форт Эри на юге Ниагары, а затем 5 июля разбили британцев в сражении на реке Чиппева. После этого продвижение американцев прекратилось, и в наступление перешли уже британцы, которые вскоре осадили Форт Эри, осада безуспешно продолжалась до октября, после чего морозная погода и болезни заставили англичан отступить в Форт-Джордж. Впрочем, те же неприятности, к которым прибавились еще и проблемы с продовольствием, преследовали и американцев, поэтому 5 ноября генерал Джордж Исард, незадолго до этого принявший командование гарнизоном, отдал приказ оставить форт, который при отступлении был взорван.
А тем временем англичане по нескольким направлениям организовали вторжение вглубь Соединенных Штатов. Из Нижней Канады вдоль реки Ришелье и затем вдоль восточного берега Шаплейна на Нью-Йорк двигалась 11-тысячная армия ее генерал-губернатора Джона Превоста. С озера ее поддерживала флотилия Джорджа Дауни. Английским силам противостоял 3-тысячный гарнизон города Платсбурга под командованием генерала Александра Макомба и флотилия Томаса МакДоноу. Войска Превоста достигли Платсбурга 6 сентября, однако командующий решил дождаться подхода флотилия Дауни для одновременной атаки города с суши и озера. 11 сентября Дауни подошел к Платсбургскому заливу, однако МакДоноу удалось разбить английскую флотилию. В ходе сражения был убит и Дауни. Несколько атак англичан с суши также были отбиты. После этого англичане отступили, а затем и вовсе вернулись в Канаду.
А 19 августа британские войска под командование генерала Роберта Росса высадились на восточном побережье США у города Бенедикта в 40 км от Вашингтона, президент Джеймс Мэдисон призвал около 90 тысяч ополченцев для защиты столицы, однако явилось лишь несколько тысяч. Да и те были без особого труда разбиты 5-тысячной британской армией в битве при Бладенсбурге 24 августа, после чего путь на Вашингтон оказался для англичан открыт. Правительство в спешке переехало в Виргинию, а британцы уже на следующий день заняли столицу США. Вскоре город был полностью сожжен вместе с Белым Домом, Капитолием и всеми прочими правительственными зданиями. Уничтожив Вашингтон, английские войска обратили свое внимание на находящийся к северо-востоку от него Балтимор, но этот хорошо укрепленный город с 15-тысячным гарнизоном стал для них непреодолимым препятствием: 12 сентября в битве с американскими войсками погиб генерал Росс и командование принял на себя полковник Брук. После этого стало ясно, что единственная возможность взять город заключается в поддержки наступления с моря, но попытка британского флота 13 сентября войти в порт Балтимора закончилось неудачно: Форт МакГенри, прикрывавший вход в порт выдержал артиллерийский обстрел английских судов.
Еще одно наступление британцы предприняли с территории Новой Шотландии под командованием лейтенант-губернатора Джона Шербрука, который вскоре сумел овладеть большей частью Мэна и Вермонта и угрожал вторгнуться в Массачусетс - промышленный центр США.
Именно в этих условиях в 24 декабря 1814 года в голландском Генте был подписан мирный договор, предусматривающий возвращение к довоенному состоянию. Обе стороны не имели друг к другу территориальных претензий, Англия снимала с США морскую блокаду, а американцы отказывались от каких-либо торговых запретов в отношении Королевства. Интересно, что попытку заключить мир американцы предприняли еще в 1813 году при посредничестве России. В мае того года в Санкт-Петербург даже прибыла американская делегация, включавшая конгрессмена Дж. Бейарда и министра финансов А. Галлатина. Однако Великобритания в конце концов отказалась от участия в переговорах.
Тем не менее, с подписанием мирного договора война не закончилась. Просто потому, что эта новость не успела добраться до США. И именно после заключения мира состоялось сражение, победа в котором является, пожалуй, главной гордостью США за войну. 13 декабря 1814 года очередная группа британских войск численностью в 8000 человек под командование генерала Эдварда Пэкенхэма высадилась в Луизиане и двинулась к Новому Орлеану. Британцам противостоял 4-тысячный американский отряд генерала Эндрю Джэксона, который включал в себя и регулярные войска, и милицию нескольких штатов, и индейцев, и даже негров и пиратов. До прихода англичан американцы успели выстроить линию оборонительных сооружений восемью километрами юго-восточнее Нового Орлеана, которая впоследствии получила название «линии Джексона». Именно эту линию и атаковали англичане 8 января 1815 года. Результатом этой атаки стала гибель Пэкенхэма и примерно тысячи его солдат. Еще столько же англичане потеряли ранеными. При этом потери американцев составили 13 человек убитыми и 58 ранеными.
Но, несмотря на эту, безусловно, славную победу в целом война оказалась для США неудачной. Кампания, которая должна была за несколько месяцев закончится для Соединенных Штатов большими территориальными приращениями, в результате не дала американцам ничего, кроме более чем 2000 солдат, оставшихся на полях сражений, нескольких городов, оказавшихся в руинах, и огромных потерь для экономики. Впрочем, были у США в этой войне и приобретения, хотя и довольно неожиданные. Одним из таких приобретений стал современный государственный гимн. Его автор, Фрэнсис Скотт Ки, участвовал в битве при Бладенсбурге, в ходе которой в плен к англичанам попал его друг, Уильям Бинс. После сражения Ки отправился в Балтимор, где заручился поддержкой правительственного агента по обмену военнопленными полковника Джона Скиннера. Вскоре Скиннер и Ки вышли в Чесапикский залив и встретись там с представителями британского флота. Переговоры прошли успешно, и Бинс был передан американцам. Однако в этот радостный для Ки момент началась атака британского флота на форт МакГенри, и судно Скиннера и Ки было задержано британцами до окончания сражения. Поскольку бой проходил в ночь с 12 на 13 сентября, Ки не имел возможности следить за его ходом и лишь с волнением вслушивался в канонаду британских орудий. И вот грохот орудий стих, а Ки не знал, по какой причине: ворвались ли британцы в форт или американцам удалось выстоять в этом сражении. Но с первыми лучами солнца Ки увидел, что звездно-полосатое полотнище по-прежнему развевается над полуразрушенным фортом. Увидев сие замечательную картину, Ки в порыве патриотических чувств взял карандаш и на обратной стороне оказавшегося под рукой делового письма написал строки, которые сегодня знает каждый американец:
Смотри, видишь ль ты в солнца первых лучах,
С чем в заката часы мы простились глазами?
О, скажи, он ведь жив, полосатый наш флаг,
Цвета неба и солнца наше звездное знамя?
И летали ракеты, и снаряды взрывались,
Подтверждая: форт наш ночью не сдался.
Ответь: это правда, флаг еще реет
Над землею свободных, родиной смелых?
…
(Перевод: И.В. Косич)
Вскоре эти слова положили на мелодию английской застольной песни «To Anacreon in Heaven», а в 1931 году эта песня стала гимном США.
С войной связана и одна из версий происхождения другого американского символа - Дяди Сэма. В ходе войны некто Сэмюэль Уилсон был поставщиком мяса для американской армии. На бочонках с этим самым мысом он ставил литеры US (United States то бишь), а солдаты расшифровывали их как Uncle Sam.