Украинская повестка: что делать с западной Украиной? часть 2

Dec 01, 2013 14:36



Русины и Закарпатье, как фактор стабильности не только Украины, но и всего центральноевропейского региона в свете последних событий.

Судя по всему решение "галицкого вопроса" это тот шаг, который стабилизирует Украину. Но в том же пакете должен быть решен и другой "русинский вопрос", который не менее важный, так как становится вопросом стабильности в центральноевропейском регионе с учетом мест компактного проживания Русинов во всех странах центральной Европы. Этот фактор сверхактуален, как для Венгрии, так и для Украины. От того, какие отношения у этих двух стран будут с Русинским народом будет в очень многом зависеть качество и авторитет их политических решений и действий в центральноевропейском регионе.  Не менее важен и начавшийся крен Венгрии в сторону России. Об этом свидетельствует выступление лидера венгерской парламентской партии "Йобик"(более 17% мест в венгерском парламенте) Габора Вона.

ТЕРРИТОРИЯ РУСИНОВ НА ЮГ ОТ КАРПАТ И ВЕНГРЫ
Территория русинов на юг от Карпат - земля обетованная, земля приспособленцев, в хорошем смысле этого слова. У народов населяющих Закарпатье-Подкарпатскую Русь хватает  здравого смысла адаптироваться друг к другу. Здесь переплетены не только культура разных народов, но и религиозные течения. Здесь и православные храмы, и католические, греко-католические, протестантские, синагоги. Мелкие локальные конфликты существовали во все времена, но русины уживаются вместе стабилизируя, связывая ситуацию и складывают свою неповторимую мозаику Подкарпатской Руси.
Кажущаяся разобщённость свидетельствует о географическом центре Европы и столкновении трёх мировоззрений, традиционных западных и восточных христиан и модерновых протестантов, а не просто 4-х сопредельных стран с разными языками, разными оценками прошлого и видения будущего.
Так уж сложилось исторически, что русины проживают во всех тех странах (кроме Австрии), которые по внешнеполитической доктрине Венгрии подключены к программе заграничных венгров. Русины миролюбивы, никому жить не мешают и мешать не будут, но заставят себя уважать.
Для того чтобы понять, что могут сделать русины следует посмотреть на пример Украины в странах центральной Европы, и на результаты последней переписи допустим в Словакии. Количество русинов выросло в разы, украинцев в разы уменьшилось. Из -за притеснений русинского народа на материнской земле, русинское движение имеющее разветвленную международную сеть, создало негативный имидж для Украины, и устойчиво его поддерживает.
Украине неймется разрушить русинскую стабильность и ассимилировать русинский народ, сделать его подручным во всех отношениях. Русины им это позволить не могут. И не только Украине.

РУСИНСКИЙ ФАКТОР В УКРАИНЕ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
Расчлененные. Многажды преданные, лишенные из-за преследований лидеров. Народ без будущего, потому что за своё будущее некому было бороться. Так, по крайней мере, считали те, кто уже определил за них, кому, что и как. И зря. Нашлись. Взялись непонятно откуда, вопреки объективным предпосылкам, - и встали. Оказалось все, что нужно для национально-освободительной борьбы, национальность, язык, культура и национальные лидеры, все это у русинов никуда не исчезало.
На современном этапе вопросы идентичности русинов Закарпатья-Подкарпатской Руси, формирование у них национального самосознания, реализация результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года,  приобретает научный, политический, а в последнее время и геополитический характер, не только на региональном, всеукраинском, но и на международном уровне.
Как показывает история, многие беды русинского народа имеют корни и в том, что за последние столетия русины стали такими “стеснительными”, что избегали публично назвать вещи своими именами! Плюс к этому, практическая невозможность озвучить, даже если бы и было кому, и что. Благодаря интернету положение стремительно начинает исправляться. Оказалось, что русинский народ всё понимает. И про Украину, и про Венгрию, и про Словакию, и про Румынию, и про Польшу и про самого себя.

ПОТЕНЦИАЛ БАЛКАНИЗАЦИЯ ВЕНГРИИ. РАЗНЫЕ АСПЕКТЫ
Позиция Венгрии по подкарпатским русинам в принципе вырисовалась. Венгрия "старается" замалчивать русинскую тему.  В целом, Венгрия  понимая свои возможности сосредотачивается на более скромных, приграничных предпочтениях.
Зачем Венгрии, в Закарпатье-Подкарпатской Руси, отдельный венгерский район? Что оно им даст, если они не хотят отделяться от Закарпатья-Подкарпатской Руси? Наряду с этим приобретение второго, венгерского гражданства зарубежными венграми не связано с переездом на ПМЖ в Венгрию.

Русины озвучили свою позицию, по развернувшейся дискуссии вокруг публикации на сайтеhttp://www.shp.hu проекта  Русинско-венгерского национального собрания. Кроме того, в интернет СМИ опубликована информация от  депутата Европарламента Бейла Ковач, который имеет свой собственный офис в Берегово, который заявил, что Украина может рассчитывать на поддержку в подписании ассоциации с ЕС только при выполнении определенных условий.
Во-первых, беспрекословного выполнения «Закона об основах языковой политики», во-вторых, немедленного создания Притысянского округа на территории Закарпатской области, с включением туда населенных пунктов, где преобладает венгероязычное населения.
 Судя по тому что это на украинском языке появилось в интернет изданиях украинских националистов, не исключено, что это очередная провокация украинских спецслужб вместе с украинскими националистами. Тем не менее в социальных сетях появилась реакция на публикацию в украинских изданиях.
Подобное требование в своем заявлении озвучило и одна из организаций закарпатских венгров КМКС: "Для сохранения и восстановления венгерской общины Украины необходимо принять ряд важных мер , в том числе создание Притисянского района и венгроязычного образовательного округа , гарантированное обеспечение представительства венгерского национального меньшинства в ВРУ , соблюдение принципа пропорциональности в отношении представителей национальных меньшинств при назначении на должности государственных служащих, реализация положений Закона Украина Об основах государственной языковой политики в полном объеме, расширение прав национальных меньшинств Украины."
С точки зрения результатов Закарпатского областного референдума 1991 года звучит как бы вполне логично. Как и сама попытка начала публичного обсуждения. Но!
Первое, что неприятно даже при чтении, предложение формально одну власть хотят заменить на другую, ничего по сути не меняя. Хотя люди в Закарпатье абсолютно не верят власти. И уже давно власть живет своей жизнью, а простые закарпатцы своей. Так вот предложенная трансформация опять никоим образом не коснется простых закарпатцев, только небольшого количества жителей Закарпатья, не исключено, что нынешние властьпридержащие моментально из свидомых того, в секунду перекрасятся в русинов, или мадяров.
Другое, что бросилось в глаза в опубликованном проекте представительство в Русинско-венгерском национальном собрании не от количества  жителей, а от представителей разного рода профессий образовательных, культурных и т.д. и т.п. и общественных организаций.
Третье, территория за которую закарпатские венгры голосовали в 1991 году на областном референдуме, и которую они обозначают сейчас это не совпадающие, сейчас непонятно на каком основании они пошли на увеличение. Ведь легитимным может быть только то, за что проголосовали на областном референдуме в 1991 году.Поэтому надо искать компромиссную форму, которая бы удовлетворяла кроме закарпатских венгров, и русинов, и румынов. Русины предложили такой формат - национальное самоуправление. Через него на уровне конкретного населенного пункта решать и образовательные проблемы,  и другие злободневные  вопросы национальной общины. Основные моменты Русинского Самоуправления уже обсуждаются более года в социальных сетях.
Четвертое,  не обозначено отношение к нынешней власти (к тому же клану балог, чиновникам силовых структур, судебной системы нынешней украинской власти и т.д.), или например к советской собственности и средствам производства. На самом деле вещи настолько важные, что от озвучки позиции по этим вопросам может зависеть поддержка и легитимность будущего Русинско-венгерского национального собрания
Пятое, почему столица русинская Мукачево, а не Иршава допустим. И добираться проще и удобнее, и подальше от старой балоговской и прочей прогнившей власти.
Это первые вопросы, которые прямо кричат и требуют немедленного ответа. Какова бы ни была сейчас реакция Украины на этот проект, но как только будет подписано Соглашение с ЕС данный проект, судя по всему перейдет в статус рабочего документа и Украина уже мало на что в этом процессе будет влиять. Если не будет подписано, ситуация может пойдет по другому руслу. Но, разница в сценариях не заденет главного - Закарпатский областной референдум от 1 декабря 1991 года будет реализован в любом случае.
Надо отметить что свое видение о закарпатской автономии Русины отстаивают с первого дня после публикации результатов Закарпатского областного референдума  есть и свои варианты сценариев, которые прошли уже публичное обсуждение. Причем русинские сценарии не ущемляют права никаких национальных меньшинств. Но если по Русинскому самоуправлению уже практически готовый проект, то по Русинскому национальному собранию это еще только предстоит сделать. Судя по всему это начало публичной дискуссии, хоть и не широкой, а пока что только между русинами и венграми.
Если   есть   цели в венгерской политике  значит должны быть  и методы их достижения. Какие?
Цельное моногосударственное единение Венгрии с анклавами в сопредельных странах возможно только в двух вариантах.
1. Вхождением, включением венгерских анклавов в состав Венгрии. Что сегодня является вариантом чисто теоретическим и практически нереализуемым.
2. Образованием объединённого Венгерского Государства, в формате Соединённых Штатов Венгрии.

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВЕНГРОВ И РУСИНОВ В НАШИ ДНИ
По ходу возникает и другой двуединый вопрос. Вопрос важнейший. Вопрос реализации результатов Закарпатского областного референдума от 1 декабря 1991 года! И вторая часть вопроса, который не только Украина хотела бы стереть из нашей исторической памяти. Это вопрос об русинском народе, и территории русинов на юг от Карпат, как неотъемлемой части центральноевропейского региона, территорию которого и без того в прошлом столетии  "порезали" и з-за чего русины проживают во всех центральноевропейских странах.
Неужели нынешнее жалкое до неприличия и противоестественное состояние Закарпатской обл. постсоветской Украины, может всерьёз восприниматься Венгрией, как легитимная точка нового исторического отсчёта? Как факт существования исторически обусловленного и имеющего перспективу курса на увековечивание раскола с подкарпатскими русинами? Учитывая что русины проживают во всех странах,  которые затрагивает новый внешнеполитическуй курс Венгрии (кроме Австрии), такой "антирусинской" позицией Венгрия всех вменяемых русинов сделает своими врагами. Не только в Закарпатье-Подкарпатской Руси.
Современная действительность крайне противоречива и во многом иррациональна. И одним из узлов сегодняшних противоречий, противоречий негативных, является феномен локализации истории. Почему то  20-летний "постсоветский" период, или даже советский период "упускается из виду", ведь у русинов с венграми почти тысячелетняя общая история. Тем не менее, на политическом уровне сегодня,  история наших Венгрии и Подкарпатской Руси и русинского и венгерского народов локализуется до микроскопического временного отрезка длительностью в 20 лет. Это кстати относится и к Словакии, и к Румынии.
Исходя из этого, настаивать на образовании в Закарпатье-Подкарпатской Руси единого района, где проживают венгры, не предлагая при этом ничего конкретно для экономического развития и поднятия  этих территорий, и не имеющие ЭКОНОМИЧЕСКОЙ программы развития венгерского анклава на будущее, а лишь скатываясь, чисто логически (!), к очередным национально-административным, территориальным изменениям и реформам, - не выражают сути реальных проблем  самих жителей, а имеют совсем другую подоплеку и интересы имеющих мало общего с интересами закарпатских венгров.
Т.е. других существенных проектов, кроме как, в сфере национального образования и двойного гражданства, приграничного обмена - нет!  По крайней мере публичных. Безусловно двойное гражданство это возможность выехать на зароботки в ЕС, а приграничный обмен - возможность заработать на разнице цен на товары в Венгрии и Украине, торгуя в частном порядке, но все это непостоянно, нестабильно....
Что на сегодня предложили закарпатские  венгерские партии и общественные организации, для решения проблем безработицы и поднятия экономического благополучия, закарпатских венгров, назовите? И это не упрек, или обвинение, это констатация факта.

...КАК МИНИМУМ ТРИ ФРОНТА
Имея  стратегическому положению (граничит с четырьмя государствами ЕС) Закарпатская область "благодаря" этому, за двадцать постсоветских лет стала известным, проверенным, стабильным каналом для переправки нелегальных мигрантов в ЕС со стран юго восточной Азии.
Нарушив сложившийся в Закарпатье-Подкарпатской Руси статус кво, Венгрия рискует получить минимум три фронта, именно на анклавных приграничных территориях с компактным проживанием венгров, в соседних странах. Речь пойдет не только о разветвлённой диверсионной сети галичан. Например резидентуры с ядами для водоснабжения в Венгрии, а о реальных боевых подразделениях галичан воевавших на Кавказе. В последние 7 лет, в одной из школ Ужгородского и Иршавского районов, каждое лето проводится "вiйськовий вишкiл" диверсионных групп украинских националистов, ориентированных конкретно на Венгрию. Об этом несколько раз писалось в газете "Правозахист". Но учитывая то, что и в СБУ, и в милиции, и судах в Закарпатье засели галичане, эта информация осталась "незамеченной".
Как и недавняя информация в сети о том, что в Закарпатье СБУ задержало группу украинских националистов, в которых обнаружено огромное количество оружия, взрывчатки и систем управления взрывами. Террористы перевозили оружие по частям через границу Украины. Задержали их в пограничном Вилке, а склад оружие нашли у них дома в г.Хусте. Работники СБУ, сами были в шоке, от огромного арсенала.
Отсутствие системного подхода, соответствующего реалиям, по проблеме  венгерских анклавов у Венгрии не позволяло (и не позволяет до сих пор!) создать систему самозащиты венгерских анклавов в том формате, который избрала Венгрия.
Конфликт и судебные тяжбы вокруг венгерского монумента на Верецком перевале показывают, что венгры в Закарпатье абсолютно не готовы даже к "мирной агрессии" со стороны украинских националистов. Как и к антивенгарским митингам и манифестациям проводимым украинскими националистами в Закарпатье.

А ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА?
Если кратко суть "балканского сценария" такова: "пробные шары", которые начинают запускать в Закарпатье-Подкарпатской Руси, на разных уровнях, с определенными "территориальными изменениями" с последующим отсоединением, как это проскальзывает из отдельных провенгерских источников грозят дестабилизацией всего центральноевропейского региона и балканизацией самой Венгрии. Кроме самого Закарпатья-Подкарпатской Руси, эта тема затрагивает военно-стратегические интересы и безопасность,  еще четырех стран/регионов с которыми  граничит Закарпатье-Подкарпатская Русь (Румыния, Словакия, Польша, Галичина).
Вопрос объединения венгерского анклава с Венгрией - не есть чисто технический, даже с учетом того, что часть населения Закарпатья-Подкарпатской Руси имеет венгерские паспорта. Попытка Венгрии в одностороннем порядке, просто механически  осуществить "собирание своих  земель", без учета тех наслоений, которые появились у диаспоральных венгров за последние столетия  в приграничных районах, может "разорвать" Венгрию с анклавных окраин в сопредельных странах.
В частности, как указывают эксперты, что любые территориальные инициативы со стороны Венгрии в Закарпатье-Подкарпатской Руси могут иметь фатальные последствия в первую очередь для венгров проживающих в Закарпатье-Подкарпатской Руси. Оговариваясь сразу, это при самом лояльном отношении русинов, или в крайнем случае индифферентном к действиям Венгрии.
Для Венгрии же территориальная дестабилизация в Закарпатье-Подкарпатской Руси грозит обернутся  как минимум одновременным открытием трех фронтов сразу. Т.е. этот вопрос является военно-стратегическим.
Подобная попытка Венгрии, "решать свои внешнеполитические задачи" практически может в одночасье оголить часть границы не только Венгрии, но и Румынии, Польши и Словакии сделав их "линией фронта" без буфера, к которому привыкли.  Это вопрос возможного вооруженного конфликта. Словакии против Венгрии, и Румынии против Венгрии. И опять же на передовой окажутся те венгерские анклавы, о которых  печется сейчас Венгрия. Вместо ожидаемого решения национального вопроса, благоденствия и прогресса - кровь, война, разруха... Именно  дома, огороды, населенные пункты закарпатских венгров могут превратиться в передовую фронтовую линию огня.

НЕ ТОЛЬКО НЕЛЕГАЛЫ
Новое переселение народов волнами миграции из стран третьего мира грозит накрыть европейскую христианскую цивилизацию, находящуюся в самом глубоком упадке за всю свою историю.
По прогнозам экспертов в ближайшее время изменится  тактика нелегалов. Вместо нелегального тайного пересечения, нелегалы из-за массовости и бедности, пересекать границу будут открыто, группами по 6-12 вооруженных человек, прорываясь через погран заслоны с боями. Учитывая массовость, подобный миграционный поток может превратить в ад,  мирную жизнь в венгерских селах в Закарпатье-Подкарпатской Руси.
Поэтому необходимо, не стесняясь, не пряча стыдливо глаза, открыто говорить, что нужно делать жителям, если Венгрия продолжит настаивать на "территориальных изменениях", как обезопасить свою жизнь, жизнь своих близких и имущество, нажитое непосильным трудом. Потому что в нашем мире сам человек без материальных средств, без крыши над головой, без источников существования и дохода - мало значит. Государство у нас, к сожалению, никаких социальных гарантий не дает, даже в мирное, спокойное время. А в период эскалации внутри и внешнеполитической обстановки оно, вероятно, и вовсе устранится.
Поэтому имеет смысл обозначить приоритетные направления социальной адаптации на этот случай, в период возможного хаоса и не дай Бог - военных действий.
Первая угроза, о которой мы говорим, это угроза социальная. А вторая - техногенная.
Это ситуации, связанные с отключением газа, электричества, водопровода вплоть до аварийных выбросов едких и отравляющих веществ. Аварии такого рода могут носить как диверсионный, так и чисто техногенный характер.
Социальный кризис может продлиться от нескольких дней до нескольких недель. При политическом кризисе главное пережить месяц-полтора безвластия. При внешнеполитическом в лучшем случае 5-10 лет.

УКРАИНСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ
Галицкие диверсионные группы начнут создавать хаос на территории Венгрии, но основной удар будет от нелегальной миграции. Не исключено, что тактика Словакии и Румынии в противодействии против Венгрии, в случае начале военных действий, будет тоже носить характер небольших секретно-диверсионных операций вместо больших войн. И скорее всего, подобные операции будут носить согласованный и скоординированный характер между Румынией и Словакией. Для этих целей может быть задействован протестный потенциал ромского населения Венгрии.
Венгрии не стоит забывать о существовавшей некогда т.н. "малой Антанты". Этот тройственный союз парадоксален, хотя бы потому, что интересы Венгрии, Словакии и Румынии и Сербии по жизни декларативно не очень совпадают. Тем более сейчас не тридцатые годы XX века, все идет в текущей, современной форме (технологии и коммуникации).

УКРАИНСКИЙ ФАКТОР В ЗАКАРПАТЬЕ-ПОДКАРПАТСКОЙ РУСИ
Русины не против венгров, или Венгрии (най Бог захоронит!). Но, к сожалению, Венгрия не оценивают последствия, не то что на ход вперед, а даже  своих действий в режиме текущего времени, то что сейчас пытаются сделать в Закарпатье-Подкарпатской Руси. А ведь за этими решениями стоят судьбы не только сотен тысяч венгров, но и в несколько раз больше русинов! Русины не могут себе позволить и дальше  оставаться безучастными к своему будущему.
А все сказки с прогнозами о возможном конфликте между Венгрией и Украиной это "украинская власть" таким образом пытается поднять свою значимость, как в глазах собственных граждан, так и у международной общественности.
Вероятность такого конфликта мизерная, по той простой причине, что против Украины настроены почти 100% населения Закарпатья-Подкарпатской Руси. А без народной поддержки, в Закарпатье-Подкарпатской Руси, Украина уже проиграла, еще ничего не начав.
Другой сценарий-внутренний:"в связи с возможным обострением проблемы противостояний малых этнических групп в Украине, а именно проблемы русинов Закарпатья, венгров Закарпатья". Более реален, но у Украины, опять же, нет никаких шансов, по той же причине.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВЕНГРИИ НА ВОСТОЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ
Еще один не менее важный  аспект возможного конфликта, связанного с попытками Венгрии "территориальных изменений" в Закарпатье-Подкарпатской Руси, кроме "оголения" своих границ для нелегальных мигрантов. В случае конфликта. Венгрия может оказатся отрезанной от Востока. Словакия с одной стороны, Румыния с другой, Русины с третьей. В таком случае для Венгрии станут острыми проблемами логистики, транспорта и коммуникаций, от решения которых зависит будущее Венгрии. Ресурсы, сырье и сбыт готовой продукции сейчас на Востоке.
А изыскание новых направлений, это не только время, но и крупные инвестиции.
Подкарпаторусинское  измерение Венгрии связано, как со стабилизацией текущей кризисной ситуации и стратегией экономического роста, так и развитием и углублением международного сотрудничества на Восток.

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ
Что делает "умная страна" при подобном стечении обстоятельств? Такая страна стремится максимально к  созданию за восточной границей Венгрии буфера из территорий и народов, которые отделяли бы Венгрию от угроз с Востока (независимо от её внутренней конституции) и её традиционной экспансии на Запад. Обеспечить себя союзниками и постараться вступить в потенциальный конфликт лишь тогда, когда это неизбежно и в самый востребованный момент, а не инициировать его самой. Проводить политику добрососедства  и мягкой интеграции. Усилить те направления своей внешней политики, которые поддерживаются и приветствуются в Закарпатье-Подкарпатской Руси всеми- двойное гражданство и приграничное сотрудничество.
И самое главное - обновление системы ценностей и моделей венгерской интеграции. В виду того, что старая модель уже не работает.
Что делает "глупая страна" в таком деле? Она готовится и настаивает на проведении территориальных изменений в приграничных территориях соседних государств и их статуса, проводя агрессивную внешнюю политику, культивирует в обществе национализм и территориальные претензии, абсолютно не реагируя на общественное мнение.
Это сценарий гипотетический. Но упускать его из виду Венгрии не стоит. Ведь как аукнется, так и откликнется. Русины - это целое. Попытка совершить в отношении одного негативную санкцию приводит к свертыванию среды. Украина это уже увидела. Украинская среда в Закарпатье-Подкарпатской Руси исчезла, а ее носители превратились в изгоев. В центральной Европе украинская среда тоже катастрофически уменьшается. Зачем Венгрии наступать на "украинские грабли"?
http://uzepervi.livejournal.com/234496.html

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ

русины не бандеровцы, Меморандум правительства РПР, венгры, ЕС, Народная программа, Венгрия, Галичина, восточное партнерство

Previous post Next post
Up