Был такой журнал раньше, "Школа и жизнь". Интерьвью Димы Зицера про школу и про жизнь. Мне сегодня очень кстати оказалось.
"Школа сегодня работает во многом по инерции, как поезд, который катится под откос"
"Вообще-то мир очень меняется с точки зрения образования. К моему огромному сожалению, Россия находится в арьергарде этого процесса... Вообще, за последние 15-20 лет очень сильно меняются системы образования в мире... очень -очень-очень. В сторону, которая я не знаю - хорошая или плохая, но в сторону - которая мне кажется верной, мне кажется интересной. Рамки открываются, намного больше становится выбор и ученика и учителя, намного больше открытых форм, намного больше форм обучения, связанных с исследованием, с взаимодействием и с рефлексией..."
[лирическое отступление-размышление] если я не ошибаюсь, "мир", а конкретней - экономически-развитые страны, еще в семидесятых осознал, что "традиционное" образование зашло в тупик и не отвечает потребностям общества. В течение восьмидесятых шли оживленные общественные дискуссии и начались изменения, в 90-е они пошли полным ходом. Тогда то и возник миф про "самое лучшее советское образование" - так как образование западных стран пыталось достичь новых целей, новыми способами, что неизменно приводит к первоначальному спаду качества любого процесса. даже тогда, в 90х, Россия не успела и не смогла встроиться в общемировые тенденции, хотя школы и методы росли как грибы, но это было время неготовности к интеграции, росли только те "грибы", которые давно назрели, и в общем то опоздали к обеду, как школы развивающего обучения, разработанного в шестидесятые и актуального в шестидесятые. Или как Вальдорфские и Монтессори-школы, которым уже по сто лет во всем мире, а у нас они до сих пор числятся в 2экспериментальных" и "инновационных" методах. В общем, правильно сказал Дмитрий Быков, проблема России не в том, что изменения происходят, а в том, что они происходят слишком поздно. Так и российская школа, начала меняться слишком поздно, и все изменеия засохли, скукожились и осыпались с засохших стеблей общего образования, как цветы вишни, которая неожиданно расцвела в октябре....
"Я очень сильно верю в то, что сам человек хорошо знает, что ему нужно. Сам человек, если на него не давить, если его не мучить - он выберет правильную дорогу. Он вспомнит, кто он есть. Он просто сформулирует какие-то вещи и пойдет вперед, и будет развиваться - самозабвенно.... "
Я тоже в это верю, даже нет, вера - это нечто, чего не знаешь, но веришь, что это так. Я не верю, я знаю что именно так это и работает - мы все знаем, кто мы, мы знаем, куда нам идти. Это не духовное знание, не шизотерическое предназначение - это самое простое и обыденное знание, как нам хорошо и от чего нам плохо. Если человека не давить и не мучать, он пойдет вперед - самозабвенно...