Продолжим тему про агрессию. В комментариях к прошлому посту был один очень интересный вопрос -"как понять, нормальный ли у ребенка уровень агрессии, или зашкаливает? Как отличить возрастное повышение агрессии от стрессового
( Read more... )
Перечитала предыдущий пост про агрессию и комментарии. Какая нужная тема! Спасибо, что пишешь о ней. У Вани агрессия появилась совсем недавно, я еще не привыкла. И вроде бы я понимаю, что это естественно, что агрессия - один из результатов усложнения его психической жизни, но все равно непросто бывает ее принять. Раньше так легко было, когда у ребенка все эмоции четко делились на две группы: удовольствие и неудовольствие. А сейчас неудовольствие - это целый спектр эмоций, куда вошла и агрессия. Мой пушистый зайчик стучит кулачком по столу, весь из себя Иван Грозный.
Нелегко, да. А еще окружающие подливают маслица в огонь... И еще вот тема интересная, взаимных процессов - у ребенка агрессия растет, и у окружающих в ответ на это возрастает агрессия. Насколько окружающие владеют своей агрессией - настолько научится ей владеть и ребенок.
да, это действительно очень важная тема... во "взрослой" психологии ей много внимания уделяется - как высвобождать, как выражать, как направлятьь на нужные в жизни изменения... а детская психология пока еще все пытается делать детей неагрессивными. А потом дети вырастают и идут к психологу заново учиться владеть агрессией. Нелогично как-то.
Спасибо вам за улыбку, которую Вы мне подарили :) Я когда свои посты перечитываю, обычно бываю недовольна - то буков много, то еще чего. Приятно, что можно быть не идеальной, но тебя все равно понимают :)
У вас всегда психологические посты очень мудро и понятно, и с любовью к детям написаны. И очень многие вещи - одновременно и откровение мне, и так хорошо ложатся на душу и очень логично заполняют паззл.
Да, точно, так прям по этапам мой сын и идёт. Сейчас, в 6 лет - прямо в разгар обзываний и угроз, спохватывается и начинает говорить: "Я злюсь! Я очень сильно злюсь!" или "Мне обидно!" и спустя какое-то время искренне просит прощения за свои слова, сказанные в гневе. Если вдруг в процессе не спохватился, то потом у него возникает вина, говорит: "Я плохой!", ему важно услышать, что сам он хороший, это поведение плохое, потом также просит прощения. Следующий этап, я так понимаю, - это искать потребность неудовлетворение которой вызывает эти чувства. "Я злюсь, потому что мне нужно поиграть одному, а брат вмешивается в мою игру" и просьба "выйди, пожалуйста, из моей комнаты".
Да, наверное, слишком много ожидаю. Тоже только учусь искать потребности. Просто должен быть какой-то другой выход, если не физическое и вербальное выражение. Ну поняла, что злюсь, сказала об этом, но легче-то не стало.
да, если смотреть с точки зрения потребностей - то никакой способ выражения агрессии, даже самый зрелый, не несет в себе мгновенное разрешение конфликта с потребностями. агрессия она всегда возникает на фрустрацию какой-то потребности. она возникает и её надо куда то деть, как-то отреагировать саму по себе. Без связи с тем, удовлетворена ли потребность или нет. Даже если потребность потом будет удовлетворена, эта энергия, возникшая в ответ на фрустрацию, никуда не денется, если её не отреагировать... ребенок пока учится выражать агрессию приемлемыми в социуме способами, его возрастные задачи такие, учиться тому-сему.
О, как я люблю ваши посты! Я понимаю, что пост давнишний, но сыну сейчас 3,5 и тема агрессии - наше всё! В гневе летят на пол зонты, лопаты, игрушки и всё что попадается под руку, а в ответ на это тут же во мне просыпается злобная мамашка "швырять вещи не разрешаю!". А вот какой выход в таких ситуациях? Разрешаю кидать подушки и плюшевые игрухи, но ведь их кидать не "вкусно", отказывается...
да действительно, "невкусно" кидать разрешенные вещи, - путь от эмоций к действию получается очень длинный. Надо остановить аффект, отрефлексировать злость, потом вспомнить про "разрешенный путь", пойти и еще и получить удовлетворение от этого. очень длинно, очень мало кому помогает даже у взрослых - нужен особый характер, способный получать удовольствие от откладывания и контроля
( ... )
Спасибо за такой быстрый и подробнейший ответ! ))) Зашкаливания нет и неадеквата в момент обиженной агрессии нет, вполне себе такая злость, начинающаяся с обиженного "бееее!! в сторону обидчика, а дальше либо насупленное разбрасывание вещей по пути следования, либо рыдания громкие безутешные с опять же разбрасыванием вещей. Ещё стал садиться вдалеке от всех и плакать отвернувшись, раньше после расшвыриваний сразу к сисе бежал, а сейчас через раз (да, мы долгокормящиеся и ни в какую не желающие от этого отказываться). Вот думаю, как бы удержать всё в форватере между "я зол и нахрен всё здесь разнесу" и "нельзя злиться, потому что родители запретили
( ... )
Comments 15
У Вани агрессия появилась совсем недавно, я еще не привыкла. И вроде бы я понимаю, что это естественно, что агрессия - один из результатов усложнения его психической жизни, но все равно непросто бывает ее принять. Раньше так легко было, когда у ребенка все эмоции четко делились на две группы: удовольствие и неудовольствие. А сейчас неудовольствие - это целый спектр эмоций, куда вошла и агрессия. Мой пушистый зайчик стучит кулачком по столу, весь из себя Иван Грозный.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Если вдруг в процессе не спохватился, то потом у него возникает вина, говорит: "Я плохой!", ему важно услышать, что сам он хороший, это поведение плохое, потом также просит прощения.
Следующий этап, я так понимаю, - это искать потребность неудовлетворение которой вызывает эти чувства. "Я злюсь, потому что мне нужно поиграть одному, а брат вмешивается в мою игру" и просьба "выйди, пожалуйста, из моей комнаты".
Reply
Reply
Reply
агрессия она всегда возникает на фрустрацию какой-то потребности. она возникает и её надо куда то деть, как-то отреагировать саму по себе. Без связи с тем, удовлетворена ли потребность или нет. Даже если потребность потом будет удовлетворена, эта энергия, возникшая в ответ на фрустрацию, никуда не денется, если её не отреагировать... ребенок пока учится выражать агрессию приемлемыми в социуме способами, его возрастные задачи такие, учиться тому-сему.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment