Оригинал взят у
ameli39 в
О чём говорил Дональд Вудс Винникотт...Так и хочется сказать..: "Дорогие мамочки! Это надо распечатывать.. и на стеночку..")
оригинал тут
http://shie.ru/psikhodinamicheskie-teorii-lichnosti-d-vinnikott.htm " Дональд Вудс Винникотт, который жил и творил с 1896 по 1971 годы, Рассматривает психопатологию на основе чувства самоощущения, которое закладывается в детстве матерью. Винникоттовский пациент - человек, не чувствующий себя.
Он полагал, что интеграция ребенка происходит на основе отношения с матерью. Отношение - это реакция матери на спонтанность и уникальность ребенка.
Изначально ребенок находится в дезинтегрированном состоянии и ему комфортно. У матери есть первичная материнская вовлеченность, которая возникает на третьем треместре беременности. При этом не у всякой матери она есть. Если есть, то мать может стать достаточно хорошей матерью. Если нет, то возникает один из разрушительных вариантов: идеальная мать и плохая мать. Идеальная мать хуже, чем плохая.
Достаточно хорошая мать. Она устанавливает с ребенком холдинг. Это такое состояние, когда потребности ребенка удовлетворяются, когда он защищен, но не знает, что его поддерживают. Это формирует у ребенка чувство субъективного всемогущества.
Состояние холдинга длится не долго, так как мать обращается к своим нуждам и меньше обращает внимание на потребности ребенка, которые изменяются и усложняются.
Ребенок постепенно переходит в состояние переходного опыта. Он сталкивается с реальностью. В реальном мире человек находит объекты. В субъективном - он их создает. В переходном опыте нельзя сказать, какой объект найден, а какой создан. На этом основаны все игры и игрушки.
Второй аспект реальности таков, что на реальный объект можно положиться и опереться. Но это надо проверить. И ребенок проверяет - направляет агрессию. Если объект (в частности, мать) выдерживает агрессию, значит он реален. Если мать не выдерживает агрессию, то она - фантазия. А значит следует сдерживать свои порывы и импульсы. Возникает невротическое торможение желания.
Плохая мать. Она не устанавливает холдинг. Она навязывает себя, заставляя ребенка преждевременно адаптироваться. У ребенка формируется ложноя Я, которое защищает истинное Я. Степень развития ложного Я будет определять степень развития психопатологии.
Идеальная мать устанавливает холдинг, но не отпускает ребенка, заставляя поддерживать инфантильное состояние. Степень опеки будет определять степень патологии. Здесь тоже развивается ложное Я.
В рамках терапии терапевт должен устанавливать холдинг с пациентом. Поддерживать его. Он говорил, что терапевт должен не удовлетворять потребности клиента, а создавать условия для личностного роста. Работает не техника, а гибкость холдинга. Он называл это эксперименты с параметрами."