Написала вроде бы большой пост про двухлеток, но чувствую - далеко не все вошло, еще много что есть сказать. Например про игру в жизни двухлеток и про роль игр на третьем году жизни в целом.
Так вот, освоить игру, научиться играть - это одна из важнейших задач возраста от двух до трех лет. Игра и фантазия - не совсем одно и тоже. Игра - это фантазия воплощенная в жизнь, приведенная к действию, выведенная в реальность. Если фантазия это уровень ментальный, то игра - уровень практически-прикладной.
Вы скажете - "это очевидно",
но я наблюдаю порой, что у детей "развитая фантазия" отнюдь не равна "развитая игра". Как будто не все дети с развитой фантазией умеют и имеют навык эту фантазию переводить в игру, а предпочитают как бы оставаться в мире нематериальном, не умея прикладывать свои идеи к окружающей среде.
Игра - это прикладная фантазия. Для того чтобы играть требуется кроме фантазии еще два основных условия - энергия дерзновения, смелость и уверенность и - пространство для реализации, подходящая для игры среда...
Вот на третьем то году у ребенка и должна развиться игра, проэволюционировав от копирования-подражания второго года жизни к развитой сюжетно-ролевой игре. И , кстати, развитая сюжетно-ролевая игра, по моему мнению, является одним из необходимых условий готовности ребенка к общению с другими детьми. Без развитой сюжетно-ролевой игры детей "социализировать" друг с другом просто опасно - оставаясь на уровне копирования-подражания дети просто будут воспроизводить стратегии общения которые видят в семьях и в обществе, не создавая при этом качественно иной детской среды, в которой дети могут с пользой друг для друга общаться.
Первое, что нужно ребенку для игры - это развивающаяся на основе свободной воли фантазия. Про фантазию я в прошлом посте писала, так что сразу перейду к другим условиям развития игры.
Второе, что нужно для игры - удобное и дружественное игровое пространство. Хорошее игровое пространство это - небольшое количество эмоционально значимых игрушек, каждая из которых участвует в нескольких игровых сюжетах. Каждая игрушка должна быть хорошо прожита. Если вашему ребенку еще нету двух лет - выкиньте или спрячьте втихушку весь скопившийся игрушечный хлам и не давайте ему накапливаться. Двухлетка вам распоряжаться игрушками уже не даст ;) В идеале я вижу развитие игрового пространства так - ближе к году первые 3-5 игрушек - мягкая игрушка, кукла, большая прочная машинка, которая переживет падения, бросания и наступания годовасика. Мячики и кубики как дополнительный инвентарь в принципе идут в дело уже с полугода плюс-минус. На втором году эти три-пять игрушек обживаются, используются в быту для того, чтобы реализовывать подражание. К двум годам добавляется еще три-пять игрушек в зависимости от склонностей ребенка, что ему больше нравится на момент завершения второго года - паровозик или самолетик, коляска или кроватка для куклы, подходящая музыкальная игрушка и т.п. Таким образом к двум годам количество хорошо освоенных игрушек не превысит 10. Плюс отдельно кубики, конструктор и спорт-инвентарь типа мячиков, лошадки-прыгуна, беговела, песочного набора. Это хороший стартовый набор для игр :)
Если игрушек много - их очень трудно "проживать", включать в игры, тем более каждую в разных ипостасях. Лучше если например будет одна кукла, которая и младенец, которого кормят и укачивают, и подружка, пришедшая в гости, и посетительница магазина.
Если игрушек много - они загромождают игровое пространство, делая его захламленным, они валяются, ломаются, занимают место, их трудней убирать, а небольшое количество игрушек просто не в состоянии валяться под ногами, они живут своей жизнью по дому, плавно растекаясь по пространству, и помогают ребенку кстати осваивать таким образом домашнее пространство, как бы "прорастая" в тело дома корнями своих игр.
Еще для игрового пространства нужен детский столик и место, удобное для "домика". Мне не очень нравятся специальные палатки, по моему, лучше найти в домашнем пространстве этот угол, который можно закрыть покрывалом, забросать подушками, соорудить импровизированную дверь и т.п. Совсем замечательно если "домик", столик и пространство для игрушек будут сосредоточены в одном месте , так чтобы у ребенка был свой ребячий угол, на который он может распространить свои права собственника. Возможно, некоторые дети на третьем году жизни уже будут готовы присовокупить к этому своему углу и свою кровать... но для своей отдельной комнаты, как мне кажется, еще рано. Слишком отдельно, ребенок еще психически находится в родительском пространстве и обживает его, поэтому пространственно отделять детский угол стенами и дверью - по моему, лишнее.
Третье необходимое и достаточное условие для развития игры - энергия дерзновения. Это психическое условие, во многом зависит от благополучного опыта первых двух лет, от обстановки в семье, от крепости привязанности к родителям. Я думаю, тем кто читает мои посты этот пункт вполне понятен без дополнительных объяснений. :) Ребенок, который умеет и смеет свободно самовыражаться легко будет переводить свои фантазии в реальность :)
И добавлю сюда, пожалуй еще один пункт - активное участие взрослых. Покажите малышу, как можно проживать впечатления дня в игре, покажите как можно нафантазированные события проиграть игрушками, покажите что одна и та же игрушка может быть в разных ролях и т.п. Дети до этого всего и сами прекрасно доходят, но с примером и поддержкой от взрослого игра ребенка станет и богаче и интереснее. В принципе, поддержка родителей относится к энергии дерзновения, условно выделяю её отдельным пунктом пунктом, но на самом деле, дерзновение и поддержка взрослых - неотделимы друг от друга :)
Вот таким образом игра на третьем году жизни становится ведущей деятельностью ребенка. Игра еще будет развиваться и найдет себе много применений - и для того, чтобы ладить с родителями, и для того, чтобы переживать различные события жизни и для обучения. Но база в виде свободной сюжетно-ролевой игры закладывается здесь, на третьем году жизни. :)