В комментариях к
посту про волю, несколько человек попросили подробней рассказать про мой опыт сыроедения, и еще несколько человек отдельно написали в Вконтакте и Facebook.
Это стало дополнительной мотиваций такой пост написать, чего первоначально я делать не собирался. Такие посты всегда собирают ряд комментариев от "тех, кто всё знает" и ряд советов от них, про "незаменимые аминокислоты в мясе", "важные белки в молоке" и т.д. Мнение подобных "экспертов" на первых порах для меня было бы совсем лишним. Более того, некоторое время я даже никому из друзей не рассказывал про сыроедение.
Итак, это был примерно ноябрь 2010. Я лежал в больнице и ко мне пришла целая компания друзей (человек 15). Один из них, Марат
kmvy Курьянов (кстати, обязательно загляните к нему в блог) уже тогда был сыроедом, что часто служило у нас поводом для различных шуток. Стоит отдать должное Марату: он всегда очень адекватно реагировал на наши реплики и, что еще важнее, я не помню ни одного раза, чтобы он кого-то агитировал перейти на сыроедение!
Все тогда пришли с разными гостинцами, и я оккупировал почти половину общего больничного холодильника. Марат же спокойно (и даже как-то незаметно) подарил мне небольшую книгу:
Себастьянович П. - "Новая книга о сыроедении, или Почему коровы хищники". Свободного времени в больнице было много, и поэтому книгу я быстро прочитал. Так зерно было посеяно, и процесс в моей голове запущен.
Нужно отметить, что на тот момент, я был всеядным, хотя и немного "привередливым" (такая мысль о себе осталась из детства, когда я никак не хотел есть разные хрящики в курице или есть ее кожицу). К примеру, я совсем не ел печень или язык, потому что для меня это было немного дико: это же.. печень и язык! Соответственно, разного рода более извращенные блюда, вроде мозгов, сердец и т.д были точно не для меня. Также я был равнодушен к любой икре (за что меня особенно ценили на больших застольях). Да и морепродукты, в целом, я не очень жаловал, разве что в японском исполнении. А, и еще у меня вызывал рвотные позывы холодец. Зато я был наркоманом по части сладостей: твиксы, кит-каты, сникерсы и дальше по списку. Обычно за день я съедал минимум один батончик. Плюс, в то время у меня появилось неожиданное пристрастие к кока-коле, и я ее пил довольно регулярно. Ну и алкоголь тоже был, хотя и без фанатизма.
Я это отдельно расписал для сторонников "постепенного долгого перехода", который может затянуться на годы. Я - пример того, что полный переход может занять буквально несколько месяцев. Я НИКОГДА не был вегетарианцем, более того, считал, что вегетарианство - это пафос и выпендреж. Я был уверен, что НИКОГДА не откажусь от мяса. Это к вопросу о "не зарекайся".
Когда я вышел из больницы, фокус моего жизненного внимания был сконцентрирован на здоровье. Больница стала таким же жизне-трансформирующим опытом, как и поездка в США в 2007 году. Перед тем как слечь в больницу, я уже проводил небольшие опыты над своим питанием. К примеру, почти полностью исключил соль и чай (за приемом пищи пил воду); чаще стал делать салаты и вообще добавлять овощи в рацион, стал больше потреблять орехи. Поэтому то, что я прочитал в книге, которую дал Марат, попало в самую точку. Я подумал: если я САМ вдруг стал стремиться к овощам, фруктам и орехам, то, возможно, в этой книге есть доля истинны и сыроедение не такое уж и сумасшедшее занятие. Отдельно радовала неограниченность рациона. С детства запуганный разными "не ешь много грецкого ореха (фундука, черешни, сливы и. т.д.), а то пронесет потом", став взрослым, я уже сам ограничивал себя в этих продуктах, которые, на самом деле, очень хотелось просто есть и есть. Особенно я тогда сходил с ума по миндалю.
Появилось жгучее желание попробовать сыроедение. Но тогда мое лечение еще не закончилось: мне прописали принимать где-то пять разных антибиотиков каждый день, суммарно я выпивал около 10-12 таблеток. Каждый день! Это был момент перепутья. Со одной стороны сыроедение, которое говорит, что нужно есть ТОЛЬКО овощи/фрукты/орехи, а с другой - мой врач, которая настаивает на таблетках и на увлечении потребления мяса и молочных продуктов. Мне, как человеку, который привык (в целом) доверять медицине, было страшно, ибо один из вариантов полностью исключал другой. Интуитивно меня тянуло к сыроедению.
Тут в моей жизни происходит новое интересное и важное знакомство, в результате которого решаю добровольно отказаться от антибиотиков. Когда врач выписывала все нужные формы, она не переставала подшучивать надо мной, и постоянно говорила про какого-то ежика, который будет писать мне на голову. Так в ее представлении выглядят народные методы лечения, которыми я, как она была уверена, собираюсь заняться.
Через некоторое время после отказа от антибиотиков, я решаю начать новые эксперименты с питанием. По сути, это можно считать началом моего перехода на сыроедение.
Сперва я решил проверить мясо. Убрал его из рациона на неделю. Потом снова стал есть в течение недели. Понял, что могу без него, и без него даже легче - отказался совсем. На словах это, конечно, просто, но в реальности было иначе. Я помню, каким непривычным было отсутствие мяса/котлеты на тарелке с гречкой/рисом/макаронами. Пришлось заменять сыром, и его потребление в итоге увеличилось многократно (а я и так его почти с каждый блюдом ел). За 2 недели я стал вегетарианцем.
Следующее испытание: сладкое. Идея та же: исключить сладкое на неделю и посмотреть, что со мной будет. К сладкому я относил: все кондитерские изделия; всё, что содержит сахар; мед. Как я и ожидал, это было на порядок тяжелей чем с мясом. Кстати, именно тогда я начал регулярно читать состав продуктов, чтобы убедиться, что могу съесть это. Был поражен количеству добавок типа Е, разных загустителей и самых моих любимых "ароматизаторов идентичных натуральному".
Неделя без сладкого была прожита! На некоторое время я вернулся к сладкому, но прекратить эксперименты теперь было трудно, поэтому скоро был выбран новый рубеж: месяц без сладкого. Это было необычно. Конечно же, первую неделю очень хотелось чего-то съесть, но потом это желание постепенно снижалось. Справедливости ради, стоит отметить, что снижается оно все-равно не ниже уровня "чертовски хочется сладкого": просто первое время переживаемое состояние можно назвать "готов убить за кусочек кит-ката".
В рамках этого эксперимента я впервые почувствовал то, о чем читал в книге про сыроедение: разницу между голодом и желанием ощутить вкус пищи во рту. Я шел тогда по улице и чувствовал, как рот наполняется слюной - очередной приступ желания съесть сладкого. И в этот момент я подумал, что ведь на самом деле я сыт! Но сладкого все-равно хочется. Значит, это желание порождается не чувством голода. Чем же? Как бывший курильщик, я точно смог провести параллель: желание курить оказалось очень похожим на желание сладкого. Получается, что сладкое не является необходимым компонентом рациона! Сладкое - это тоже своеобразная зависимость. Это для сторонников теории "если мой организм просит чего-то (торта), значит ему это нужно, и я должен/должна это ему дать". Часто организм очень легко ввести в заблуждение.
Отдельно хочу упомянуть про молочные продукты и сыр. Сейчас уже не помню точно, как это было, но помню, что я не делал специальной недели без сыра и молока. Это проходило параллельно другим экспериментам и, я просто в один момент перестал пить молоко и другие молочные продукты, кроме сыра. Точно уже не помню, но в итоге остался только сыр, и, вроде, он был до момента полного перехода.
Вообще такая система экспериментов мне очень понравилась, и я готов рекомендовать ее всем. Причем она подходит не только для перехода на сыроедение. Первоначально я и применял ее для другого. Я устраивал "неделю принятия", когда, мне нельзя было спорить и нужно было принимать то, что говорят другие, или "неделя помощи", когда я старался помогать всем, кто просил об этом. Такой подход в жизни дает открыть себя с новой стороны и понять мир. Попробовать себя таким, каким никогда не пробовал. Или сделать то, что давно хотел, но страх перед "НАВСЕГДА" не давал это сделать. А тут всего-то неделя! В контексте сыроедения, это также помогает открывать в себе силу воли: маленькие выполненные обещания перед самим собой дают уверенность в том, что ты сможешь справиться с большим. Кроме того, они пробуждают желание попробовать больше: "если я могу неделю, то смогу ли месяц?".
Так и случилось со мной. Месяц без сладкого благополучно был закончен, и мне хотелось еще более серьезного испытания. Я решил, что это будет сыроедение на один год. Через год я увижу результаты, и если они меня впечатлят, то я продолжу если нет - вернусь к старой еде. Плюс, я случайно где-то прочитал, что самый сложный кризис наступает на 8-ой месяц. Поэтому решил, что если я смогу преодолеть 8 месяцев и сыроедить год, то буду большим молодцом.
После месяца без сладкого, я подождал неделю, свободно наслаждаясь шоколадом и выпечкой. 15 марта, в понедельник я стартовал. Прочитав, что переходить лучше поголодав несколько дней, я так и сделал.
Пост уже получился огромным, а рассказ еще на столько же (как минимум), поэтому: продолжение следует..
Продолжение -
Сыроедение.Мысли после 3 месяцев