Pairs: Сатанинский шабаш и бал

Feb 15, 2011 01:41

Как-то я, просматривая имеющиеся в сети мнения о Вилли Вонке (если что, это персонаж популярной детской книги и двух известных фильмов) наткнулся на следующее: " Чем больше я об этом думаю, тем больше убеждаюсь, что Вилли Вонка что в книге, что в фильме - это, конечно, Сатана... То, что, скажем, на сайте Hollywood Jesus Вонку видят, как метафору Бога, говорит о том, что кому-то надо учиться разбираться в вере...". [См. также 1, 2.]

Да, я мог бы поговорить о том, почему это не так, и почему у западного зрителя этот образ способен вызвать ассоциации как раз с Богом/Иисусом.

Но меня порадовала железобетонность самой формулировки. "Чем больше я думаю об Х, тем больше убеждаюсь, что Х - это, конечно, Сатана". Подходит к любой теме и к любой ситуации, по-моему.

Например... чем больше я думаю о Мэри Поппинс, чем больше убеждаюсь, что Мэри Поппинс, что в книге, что в обоих фильмах - это, конечно, Сатана.

Понятно, что образ этот изначально антихристианский. Мэри Поппинс а) всемогущая женщина б) женщина самоуверенная, самовлюблённая и считающая себя совершенством. Добавьте сюда явные языческие нотки, и вывод будет очевиден. Что же касается фильмов, то в каждом из них можно найти указания на истинную природу Мэри Поппинс.

Американский фильм 1964 года, сцена с трубочистами. Детей затягивает в камин, и они оказываются в каком-то странном мире дыма и сажи. Их окружают черти-трубочисты. Дальше начинается натуральный шабаш.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Мэри Поппинс сидит на чем-то вроде трона-алтаря, а по бокам от неё мы видим маленьких детей, мальчика и девочку, что является прямой отсылкой к традиционной символике Пятнадцатого Аркана, " Дьявол". Все черти пляшут, повинуясь ритму, который она отстукивает своим каблучком.
И кстати, на то, что трубочисты - нечисть, помимо их общего вида и безумных плясок, указывает следующее: они боятся шутих и петард, они передразнивают людей и повторяют за ними слова (особенный энтузиазм у них вызвает лозунг "Избирательные права для женщин!"), и когда в конце они убегают, шум от них стихает в тот самый момент, когда они сворачивают за угол (будь они людьми, мы бы продолжали слышать топот бегущих ног).

Ну ладно. А что с нашей экранизаций? Если сравнивать отечественное восприятие образа Сатаны с американским, то легко заметить, как сильно на нас повлиял роман "Мастер и Маргарита". Известно, что Булгаков сначала хотел описать традиционный шабаш, но затем побывал на приёме в американском посольстве, и заменил шабаш на бал у сатаны. Бал полнолуния стал настоящим символом романа, наравне со скамейкой и трамваем.

Что бы вы думали? Советская экранизация кончается ночным балом в честь Мэри Поппинс. А пропуском на бал являются воздушные шарики с именами гостей. Воздушный шарик с именем = душа.

image Click to view



...Обратите внимание на кошкоголового демона, который собирает шарики на входе. И затем следует неожиданный сюжетный ход - дети тайком пробираются на праздник Мэри Поппинс, но обнаруживают там всех взрослых, включая собственных родителей. Оказывается, Мэри уже давно прибрала их к рукам, все они принесли ей свои шарики и теперь танцуют для её увеселения.

P.S. На самом деле, я думаю, что Мэри Поппинс и Вилли Вонка - это двое из шести богов Запада. Вернее, если начинать с самого начала, я придумал, как можно подобрать сферы ответственности для 30 богов, поделённых на четыре стороны света/четыре этических системы. Из этих тридцати, Западу достанется шесть богов (по причинам, связанным с правильными многогранниками). Все боги Запада - люди, и, одновременно, не совсем люди. Про каждого из них можно сказать, что "чем больше я о нём думаю, тем больше убеждаюсь, что он - это, конечно, Сатана"; что делать, серой от Западной этики всё-таки попахивает. А для вдохновения можно использовать популярные образы из англоязычной детской классики - но я пока однозначно идентифицировал только этих двоих.

Запад, pairs

Previous post Next post
Up