Финальный пост, часть первая

Jun 14, 2008 23:29

(Пост практически link-free, а то Феликс жаловался, что читать тяжело)

Давайте, я сразу перейду к посту, которым хотел закончить тему? "Темы", правда, остался ещё вагон и маленькая тележка, но всё равно.

Итак, всё началось с того, что я приблизительно раскидал менталитеты по этическим системам, варваров на Юг, аристократов на Восток, интелей на Запад, а буржуа на Север. Тут не было ничего сложного, этические системы у Крылова идут в том же порядке, что и менталитеты у Переслегина, и по тем же причинам.

Но в каждом случае, у каждого менталитета, сохранялась определённая неоднозначность. Я стал думать, какой «дом» они бы указали вторым, после своего первого, очевидного выбора. Получилось следующее.

Буржуа изначально предпочитают Север. Там никто не лезет в твои дела, коммуна защищает твои интересы, человек имеет право на самооборону и можно спокойно работать и обогащаться. Буржуа в северном «доме» производят ресурсы.
Но для буржуа подходит и Запад с его законами и демократией. Там есть условия для экономической деятельности, для роста капитала, там защищают права собственности (помимо всех прочих прав). И пусть Север хорош для обороны, но Запад - это экспансия, это возможность отформатировать весь мир под свои интересы.

Интелям нужна идейность и безопасность. Безусловно, их духовная родина - Запад, где есть свобода слова, права человека и прочие либеральные ценности. В западном «доме» интели производят идеологию. Но в принципе, их устраивает и Восток, конечно, если они там входят в элиту. Интели вполне согласны стать сословием («интеллигент в третьем поколении») и пользоваться наследственными привилегиями. Безопасность обеспечивается соблюдением правил и табу своей касты - в конце концов, брахманы не должны сражаться на дуэлях. Переслегин писал, что интели «стремятся к замкнутым пирамидальным социальным системам, таким как университеты, научные общества, храмы, монастыри, разведывательные и контрразведывательные органы», и всё это тоже обеспечивает им Восток. Восток - это Империя, а Империя - это идеология и имперская идея. Интели без работы не останутся.

Аристократы, творцы иерархии? Достаточно сказать, что Юг - это пространство войны, а настоящий аристократ должен быть воином. Разве «Иллиада» не оказала влияние на формирование аристократического идеала? Разве мушкетёры не нашли бы себя под стенами Трои? Вот что Крылов пишет о политическом устройстве Юга: «Народы, имеющие в качестве основы поведения Первую этическую систему, как правило, живут, разбитые на небольшие группы или кланы, каждый со своими, отличающимися от соседей, обычаями, преданиями, а главное - авторитетами. Размер клана определяется возможностью непосредственного знакомства и контакта каждого человека с группой лидеров клана (а по возможности и со всеми остальными людьми клана), поскольку нужно все время иметь перед глазами образец для подражания. По этой причине такие народы никогда не бывают большими, поскольку они все время делятся на мелкие группы, относящиеся обычно друг к другу безразлично или (чаще) враждебно». Мир, поделённый между кланами, которые связаны друг с другом старыми распрями и многолетними вендеттами (прицип Юга - «что они нам, то и мы им») вполне устраивает аристократов.
...А главное, Юг всегда покажет, чего ты стоишь на самом деле. Делай, что хочешь, следуй своему внутреннему компасу. Если ты сильный, если ты победитель, то за тобой пойдут, и ты сможешь утвердить своё превосходство. Если ты нет, ты умрёшь. Но кто боится смерти?

Наконец, варвары. Им не нравятся ни Восточные принципы и ограничения, ни Западные законы. В своём родном южном «доме» они производят насилие, но ресурсы Севера тоже кажутся им вполне привлекательными. Помните, что Крылов сказал о Четвёртой этической системе? «Достаточно ясно, что в рамках данной этической системы сила является источником блага, а человек, который ничего не может, не может быть и хорошим человеком» - может быть, это не совсем корректно с точки зрения Севера, как такового, но варвары подпишутся под этим обеими руками. Принцип «другие не должны делать мне то, что я им не делаю»? Для варваров всё просто - если человек хочет тебя ударить, ты имеешь право его превентивно вырубить, если только ты до этого его не трогал. То, что доктор прописал! Север позволяет человеку быть собой и отстаивать свою автономность всеми доступными средствами, а также заключать союзы с другими людьми в целях взаимопомощи. Достаточно выучить несложные правила, и всё, ты готов для Севера.

(При этом, понятно, что в сравнении с «хозяевами» соответствующих «домов», буржуа будут более завистливыми, интели более осторожными, аристократы более равнодушными, а варвары - более злыми и агрессивными.)

В общем, я взял и нарисовал эту схему ( первый вариант, второй вариант).

Соответственно, стрелочки обозначают то, что я в рамках «концепции» назвал позитивным развитием. Метафоры тут могут быть самые разные.

Например, Крылов пишет о кризисе Запада: «Появляются новые модели поведения, а значит - новые моды, новые занятия, новые профессии, новые изобретения и открытия. Новшество, развитие, прогресс - все эти понятия могут считаться хорошими только в либеральных обществах…. Неограниченное расширение сферы допустимого приводит к тому, что "можно" становится практически все. Общество все более снисходительно относится к вызывающему, опасному, а потом уже и преступному поведению. Предоставленное само себе, оно может просто "взорваться"… Единственный способ удерживать ситуацию в пределах допустимого - "временное резкое сужение сферы допустимого поведения (неважно, чем это мотивировано) с последующей корректировкой сложившихся норм поведения. Лучшим поводом для этого является какой-либо серьезный кризис».

То есть, в теории Третьей этической системе грозит опасность перегрева, и рано или поздно Западу может потребоваться резкое охлаждение. А это уже элементы Востока - запреты («не делай того, чего не делают другие) и регулирование сверху.

А можно говорить об интелях и взять метафорой образование. Тогда Запад - это свобода научного поиска, непосредственный контакт с истиной, а на Восток приходится уходить, чтобы передать это знание дальше. Здесь уже будет иерархия, «закрытые пирамидальные структуры» и близкие к вассальным отношения «учитель-ученик». Высшее знание Запада, способность изменять реальность, оборачивается лаконичными и застывшими формулами Востока. (Сравните ситуацию с магией в традиционном фэнтези!)

[Обладающие Знанием интели создают в Восточном мире замкнутую, иерархичную структуру («Университет»), чтобы сохранить и передать это Знание дальше. Но под защитой стен Университета возникнет маленький оазис Запада, и студенты будут сходиться с друг другом в беспощадных диспутах вне зависимости от своего социального происхождения и статуса «в миру». Пока мы студенты, любой аргумент хорош, и любая шутка уместна; здесь все равны и царствует Разум - на долгие века это станет идеалом интелей, и именно этот идеал они попробуют воплотить на Западе.]

Важно понимать, что когда интели идут на Восток, аристократы и их иерархия является для них ресурсом. Интели способны создать сложную систему и дать ей соответствующую идеологию. Но устойчивость структуры зависит от её способности привлекать и производить аристократов, ведь только аристократы будут стоять до конца, независимо от ситуации. В общем, брахманам нужны кшатрии.

Что касается индивидуального уровня, то тут сохраняется принцип «что вверху, то и внизу». Для интелей позитивной будет прокачка в сторону аристократов. Принципиальность - это всегда хорошо, а тут ещё появляется внутренний стержень, дисциплина, самоконтроль, бесстрашие, умение себя вести и развитое чувство собственного достоинства. Высокоуровневый интель - аристократичен, не зря для них (нас?) аристократы являются своеобразным идеалом.

Теперь вспомним, что такое кризис Востока. Процитирую самого себя. Крылов пишет о том, что Восток всё время стремиться впасть в кому, зарегулировать всё на свете, отгородиться от варваров стеной и заснуть. Количество запретов неизбежно растёт, число доступных вариантов действия падает. Но когда наступает кризис, обычно связанный с внешним воздействием, большинство запретов отменяется, и система начинает стремительно адаптироваться к новым условиям, путём перебора моделей поведения и быстрого отсева тех, которые оказываются ошибочными и вредными. Это позволяет, к примеру, быстро поставить крупный бизнес на службу государству - некоторые действия объявляются неправильными, определённые стратегии - благородными, и дело сделано.
В общем, Восток - это та «Матрица», которую нужно периодически отправлять на перезагрузку.

Но перезагрузка для Востока - это именно уход на Юг, временная отмена правил. Юг для Востока - историческое прошлое, «золотой век», время героев.  Безусловно, в первую очередь здесь речь о войне. Когда Империя идёт на Юг, она идёт на войну. Вместо стены, защищающей от ваваров - экспансия в их земли и утверждение своего господства.

Варвары для Империи и аристократов являются ресурсом. Опять же, этот образ можно трактовать по-разному. В самом примитивном варианте, это тот случай, когда «десять европейских офицеров и пять тысяч негров способны завоевать всю Африку». Но можно говорить и об увеличении доли пассионарной молодёжи в границах Империи. Варвары-пассионарии являются топливом для экспансии и, одновременно, её причиной - их нужно срочно ставить в строй и отправлять в далёкие земли, по очевидным причинам.

Аристократы, опять же, качаются в сторону варваров. Варвар - это сила и огонь. Варвар - это свобода и способность игнорировать любые условности. Вспомним, как Крылов описывал Южное отношение к истине (к варварам это тоже относится): «Если говорить об истине как о симметричном соответствии реальности и сознания, то данная формула утверждает, что наилучший способ достичь этого соответствия - совпадение сознания и реальности, их соединение. Если между человеком и окружающей реальностью ничего не стоит, а его сознание полностью открыто и познает действительность "как она есть", то такая ситуация наилучшим образом обеспечивает истинность его мнений. Всякое несовпадение бытия и сознания оценивается сразу же негативно - как причина возможных ошибок при познании». Вот он, идеал Востока и аристократов. Идеальное, безупречное действие, продиктованное обстановкой. Высший смысл дисциплины не в ней самой, а в том, что она воспитывает характер, способный встать над правилами.

Думаю, понятно, зачем Юг идёт на Север. За ресурсами, как таковыми. Но ещё более ценным ресурсом являются сами буржуа, «дойные коровы». Буржуа и Север готовы платить за безопасность, и это одна из причин, почему я связал четвёртый менталитет по Переслегину с Четвёртой этической системой Крылова. Соответственно, даже варвары с Юга понимают, что выгоднее не грабить Север, а предоставлять ему услуги по обеспечению безопасности.
Да и с точки зрения отдельных варваров, грабить удобнее на Юге. На Севере удобно сохранять и доживать. Помните «Сказку о золотом петушке»?

Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить...

(Вспоминаем сюжеты про великих воинов, ставших трактирщиками, и всё в таком духе.)

Что касается варварского идеала, то это точно не аристократы. Чему они могут научить варваров? Войне? «Путь самурая это путь смерти…» Нет, не это нужно варварам, в искусстве войны они всяко способны обойтись без помощи любителей ходить в атаки на пулемёты. Зато прокачка в сторону буржуа добавляет варварам осторожности и практичности, учит терпению, развивает способность регулярно трудиться и выдавать стабильный результат. Буржуа учат варваров делать деньги, а деньги - это сила.

В отношениях Севера и Запада всё просто. Север позволяет зарабатывать, Запад - тратить и зарабатывать ещё больше. Интели для буржуа являются ресурсом - буржуа им платят, интели придумывают для них разные интересные вещи. Все довольны.

А развитие интельских способностей даёт буржуа гибкость, перспективу и умение работать со сложными, абстрактными концепциями. (См. Принц Дисков).

(продолжение следует...)

Юг, Запад, буржуа, варвар, концепция, интель, Восток, Север, аристократ

Previous post Next post
Up