Как всегда, у меня проблема с передачей эмоциональной окраски.
Чтобы объяснить, что такое Зарад, я сошлюсь на легенду североамериканских индейцев. Так рассказывали о покровителе человечества те, кто знал и любил его:
Глускап сражается с водяным чудищем.
(Глускап - легендарный герой и прародитель у индейцев абенаки, алгонкинов; в мифологии выступает как удачливый ловкач. (Прим. перев.))
Глускап до сих пор еще живет где-то на Южном полюсе. Он никогда не состарится и проживет еще столько, сколько будет существовать мир. Иногда ему надоедает крутить Землю, править животными, наводить порядок в природе, учить людей жить. Тогда он говорит нам: «Я устал от всего этого. До свидания. Теперь мне пора умереть». Он садится в свое белое каноэ и медленно исчезает в облаках тумана. Но всегда возвращается. Ему не суждено навеки покинуть людей, а те не могут жить без него.
Глускап - дух, колдун, чародей. Он может заставить людей улыбаться. Он может сделать все что угодно.
Глускап создал всех животных мирными и полезными людям. Когда он сотворил первую белку, она была размером с кита. «Что ты будешь делать, если я предоставлю тебе полную свободу?» - спросил Глускап, и белка набросилась на большое дерево и в долю секунды разгрызла его в щепки. «При таких размерах ты приносишь слишком много разрушений», - сказал Глускап и сделал белку намного меньше. Первый бобер был тоже величиной с кита и выстроил плотину, которая затопила земли от горизонта до горизонта. Глускап сказал: «Ты утопишь всех людей, если я оставлю тебя в таком виде». Он положил бобра на спину, и тот сжался до своих теперешних размеров. Первый лось был таким высоким, что доставал до неба и очень сильно отличался от тех, что живут сейчас. Он топтал на своем пути леса, горы и вообще все подряд. «Ты разрушишь все, что я создал», - сказал Глускап. Он положил лося на спину, чтобы сделать его поменьше, но тот отказался повиноваться. Тогда Глускап убил его и возродил в другом виде и размере. Так Глускап сотворил все таким, как нужно.
Еще Глускап создал деревню и научил людей всему, что им необходимо было знать. Они охотились, рыбачили и были счастливы. Мужчины и женщины влюблялись. Дети играли и тоже были счастливы. Родители нежно любили детей, а те уважали своих родителей. Все шло так, как задумал Глускап.
Близ деревни протекал ручей - единственный источник воды в окрестностях; он постоянно пополнялся чистой, прозрачной, прохладной водой. Но однажды ручей начал пересыхать; лишь мерзкая липкая грязь текла теперь по его руслу. Он не наполнялся водой даже во время проливных дождей и даже весной, когда таяли снега. Люди задумались: «Что же нам делать? Мы ведь никак не можем жить без воды». Мудрецы и старейшины собрали совет и порешили отправить человека на север к источнику, чтобы тот узнал, почему родник пересыхает.
Этот человек долго шел, пока не набрел на поселение. Люди, жившие там, не были похожи на обычных людей. У них были перепончатые руки и ноги. Близ деревеньки начинал свой путь ручей. Здесь была вода, но какая - илистая, желтоватая, вонючая! Мужчине после долгого путешествия хотелось пить, и он попросил, чтобы ему дали немного воды, пускай даже такой грязной.
- Мы не можем дать тебе воды, - ответили люди с перепончатыми руками и ногами, - пока не получим разрешения от нашего великого повелителя. Он хочет, чтобы вся вода принадлежала ему.
- Где ваш повелитель? - спросил мужчина.
- Иди вверх по ручью, - отвечали ему поселяне.
Он отправился в путь и наконец добрался до великого повелителя. Увидев его, мужчина затрясся от ужаса, потому что тот оказался таким страшным и таким огромным, что голова его скрывалась в облаках. Он вырыл себе глубокую яму и устроил запруду, поэтому вода не могла попасть в русло ручья. И он загрязнял и отравлял воду, поэтому над ее илистой поверхностью постоянно висел ядовитый туман.
У чудища была необъятных размеров пасть, зубы оскалены в ухмылке от уха до уха. Его тусклые желтые глаза торчали на морде как гигантские сосновые сучки. Тело было покрыто наростами, каждый величиной с гору. Чудище тупо уставилось на человека своими выпученными глазами и устрашающе проквакало:
- Маленький человек, что тебе нужно?
Человек, хотя и был очень напуган, смог ответить:
- Я пришел из деревни, которая располагается ниже по ручью. Наш единственный источник воды пересох, потому что ты забираешь всю воду себе. Мы хотели бы получить хотя бы малую толику этой воды. И еще, пожалуйста, не загрязняй ее.
Чудище долго глядело на него, прищурившись. И наконец опять заквакало:
Делай как хочешь,
Делай как знаешь,
Меня не расстроишь
И не напугаешь,
А, тебе нужна вода?!
Это не моя беда!
Уходи прочь!!!
Человек сказал:
- Но мы пропадем без воды. Люди умирают от жажды.
Чудище отвечало:
А мне плевать,
Ты мне не мешай,
Не морочь мне голову,
Не надоедай!
Уходи прочь,
Прочь уходи,
Не то я тебя проглочу!
Чудище разинуло свою гигантскую пасть, и человек увидел в ней множество убитых им существ. Потом оно сглотнуло несколько раз и со страшным ревом сомкнуло пасть. Тут отваге человека пришел конец, он развернулся и побежал прочь так быстро, как только мог.
Вернувшись в деревню, мужчина рассказал людям:
- Ничего нельзя сделать. Если мы и дальше будем жаловаться, чудовище затопит нас. Оно всех нас убьет.
Люди были в отчаянии. «Как нам быть?» - кричали они. Но вы, наверно, еще помните, что Глускап знает обо всем, что происходит на Земле. Он все видит своим внутренним оком. Он сказал:
- Я должен все уладить. Надо вернуть людям воду!
И Глускап начал готовиться к сражению. Он раскрасил свое тело красной как кровь краской. Он в десять раз вырос. Он вставил в уши серьги из огромных раковин моллюсков. Он воткнул себе в волосы двенадцать черных и двенадцать белых орлиных перьев. Он нарисовал желтые круги вокруг глаз. Он принял свирепый вид, состроив устрашающую гримасу. Он топнул ногой, и задрожала земля. Он издал ужасающий боевой клич, и этот вопль эхом докатился до гор и возвратился обратно. Он вырвал из земли огромную скалу, крепкую, как кремень, и из нее сделал себе нож, острый, как зубы ласки. «Теперь я готов», - сказал он, и пошел широким шагом в окружении громов и молний. Большие орлы кружили над ним. И вот Глускап пришел в поселение, где жили люди с перепончатыми руками и ногами.
- Мне нужна вода, - сказал им Глускап.
Увидев его, жители перепугались и принесли ему немного мутной воды.
- Я думаю, что смогу достать больше воды, причем чистой, - сказал он.
Он отправился вверх по течению и повстречал чудовище.
- Дай мне чистой воды, - потребовал Глускап, - много чистой воды, чтобы хватило всем людям, живущим ниже по течению.
Ха-ха-ха!
Хо-хо-хо!
Все реки мои
И озера мои,
Все воды мои!
Прочь уходи,
Или я тебя убью!
- Мерзкая куча грязи! - закричал Глускап. - Поглядим еще, кто кого убьет!
И начался бой. Горы содрогнулись. Земля раскололась пополам. Топь задымилась и вспыхнула. Могучие деревья разлетелись в щепки.
Чудище широко разинуло пасть, чтобы проглотить Глускапа. А тот увеличился в размерах еще больше, стал выше, чем самое высокое дерево, - теперь и этой огромной пасти было с ним не управиться. Глускап выхватил свой нож и вспорол жирное брюхо чудовища. Из раны хлынул мощный поток, ревущая река бежала, катилась, пенилась, неслась дальше и дальше, размывала для себя широкое, глубокое русло, текла к деревне и мимо нее на восток к великому морю.
- Теперь людям должно хватить воды, - сказал Глускап.
Он схватил чудовище и сжал его в своих мощных ладонях. Он сжимал и давил его, а потом зашвырнул в топь. Глускап превратил великана в маленькую болотную лягушку, и именно с той поры кожа лягушки вся будто смятая. Это из-за того, что Глускап слишком сильно ее сдавливал.
_______________________________
Спросите меня, какой он, Зарад. И я отвечу: Он никогда не состарится и проживет еще столько, сколько будет существовать мир. Иногда ему надоедает крутить Землю, править животными, наводить порядок в природе, учить людей жить. Тогда он говорит нам: «Я устал от всего этого. До свидания. Теперь мне пора умереть». Он садится в свое белое каноэ и медленно исчезает в облаках тумана. Но всегда возвращается. Ему не суждено навеки покинуть людей, а те не могут жить без него.
Да, он учит людей жить и правит животными.
И он не может уйти от людей, как бы люди не предавали его.
[В Последней Битве, если она будет проходить между Богом и его ангелами, с одной стороны, и богами - с другой (это всего лишь один из возможных вариантов), Зарад будет светлым богом, который, подобно Светлой, оставит семью и перейдёт на сторону Творца. Ради людей, которые встанут именно там, рядом со своим истинным Отцом.
И если мы скажем ему - Зарад, но Бог уничтожит тебя! В его царстве не будет ни твоего неистовства, ни твоей похоти, ни безумных пьянок, ни танцев до упаду; зачем ты идёшь за тем, где для тебя нет места? - то он взглянет на нас, разделив жалость и презрение, и начнёт объяснять, что честь не зависит от последствий и не оглядывается на выгоду. Если Богу выгодней покончить с ним после победы - пусть, но это на совести Бога. Он - Зарад, и принял решение, достойное его титула и его крови. Быть со своими приёмными детьми - до конца, потому что полюбил их, как родных, пусть он им не отец, даже если он им не нужен. Этого требует его честь. Это то, чем живут боги -
гордые и дети гордыни.]
И да, он может заставить людей улыбаться. Он может сделать все что угодно. Он убрал одних зверей и заменил их на других, соразмерных людям (воспоминание о вымирании мегафауны?). Еще Глускап создал деревню и научил людей всему, что им необходимо было знать. Они охотились, рыбачили и были счастливы. Мужчины и женщины влюблялись. Дети играли и тоже были счастливы. Родители нежно любили детей, а те уважали своих родителей. Все шло так, как задумал Глускап.
И Зарад всегда приходил на помощь людям, когда им мешали жить разные возомнившие о себе демоны.
arishai спрашивала меня, на что похож гнев Зарада. Как ответить? Мы каждый раз описываем богов в терминах собственной культуры. У индейцев гнев бога выглядит так: Он раскрасил свое тело красной как кровь краской. Он в десять раз вырос. Он вставил в уши серьги из огромных раковин моллюсков. Он воткнул себе в волосы двенадцать черных и двенадцать белых орлиных перьев. Он нарисовал желтые круги вокруг глаз. Он принял свирепый вид, состроив устрашающую гримасу (это самое главное - Г.Н.). Он топнул ногой, и задрожала земля. Он издал ужасающий боевой клич, и этот вопль эхом докатился до гор и возвратился обратно... Горы содрогнулись. Земля раскололась пополам. Топь задымилась и вспыхнула. Могучие деревья разлетелись в щепки.
Короче, "нет, ты не бог. Я - бог. А ты - ничтожный злой дух, вселившийся в жабу-переростка. И ты только что закончился".
Глускэп, Манабозо, На-на-буш - с точки зрения моего мира, это всё воспоминания и перепевки мифа Зарада.
P.S. Забавно, что в ряде мифов у индейского доброго божества есть злой брат, волкоголовый Малсум (вот, тут в сети есть
перевод, в котором Малсума, почему-то, обозвали Монобозо, хотя Монобозо - это как раз Глускэп). Волкоголовый - это бог войны, брат Зарада. Для архаичного общества, не успевшего познать войну, это вредный дух, который учит плохому и делает животных злыми. Воистину, для счастливых в своём простодушии охотников и рыболовов дары Воина бесполезны - Зарад уже научил их всему, что им надо знать.