П о л и т и к. Давно уж я замечал одну странность: люди, сделавшие себе особого конька из высшей какой-то морали, никак не могут овладеть самою простою и необходимою, а по-моему, даже единственно необходимою добродетелью - вежливости. Поэтому остается только благодарить Создателя, что у нас сравнительно так мало лиц, одержимых этою идеей высшей морали - говорю идеей, потому что действительности-то я никогда не встречал и не имею никакой причины верить в существование подобной вещи.
...Вы согласитесь, я думаю, что можно отлично существовать в таком обществе, где нет ни одного целомудренного, ни одного бескорыстного, ни одного самоотверженного человека. Я, по крайней мере, всегда недурно устраивался в таких компаниях...
Д а м а. Например, в Монте-Карло.
П о л и т и к. И в Монте-Карло, и во всех других местах. Нигде не ощущается потребности хотя бы в едином представителе высшей добродетели, Ну а попробуйте-ка прожить в таком обществе, где не было бы ни одного вежливого человека.
(Владимир Соловьёв, "Три разговора")
Не так давно разговаривал с неким синологом, который высказал свою точку зрения на ряд ключевых понятий китайской мысли. По его словам, эти понятия совершенно неверно переводятся и интерпретируются в России
1. ЖЭНЬ - одно из 5 ключевых понятий конфуцианства. В России этот термин обычно переводят как "человечность" или даже "гуманизм".
На самом деле, ЖЭНЬ не имеет никакого отношения к человечности и гуманизму в западном понимании. ЖЭНЬ - это умение человека вести себя "по-человечески", "так, как подобает человеку". Грубо говоря, ЖЭНЬ - стандарт поведения, комплекс норм, предписывающих, как должен вести себя человек. С китайской точки зрения, можно обладать ЖЭНЬ и при этом быть негуманным в западном понимании.
Мне, кстати, подобная трактовка кажется особенно убедительной в силу одного обстоятельства. Как известно, ЖЭНЬ в конфуцианской мысли тесно связано с ЛИ (ритуал). Постоянно подчеркивается, что ЛИ - путь обретения ЖЭНЬ.
Если посмотреть с позиции здравого смысла, нельзя понять, как соблюдение ритуалов может сделать гуманным. Тут требуются какие-то крайне искусственные, надуманные логические связки. Напротив, если ЖЭНЬ - определенный стандарт поведения, то он неизбежно включает в себя ряд ритуалов. Овладение этими ритуалами, естественно, приближает человека к обладанию качеством ЖЭНЬ.
(... из
дневника cherniaev'а - про ДЭ и У-ВЭЙ там тоже правильно.)
Богов не итересуют намерения. Их интересуют действия.
(
slavamakarov)
Когда я писал это, у меня в голове было несколько вариантов зачина. Судя по выбранным (очень давно) эпиграфам, первоначально я хотел начать с характеров богов, с их общих функций, и с тем, что они привносят в мир. А это, да, вежливость и соблюдение ритуалов. Что позволяет отделить их от ангелов, заведующих "высшей добродетелью"... но я забегаю вперёд.
В этом варианте, после эпиграфов должен был идти отрывок из "Дюны", концовка. Пол "Скачущий хомяк" Атридес, прозванный также "Полный Квизатц", побеждает Фейд-Рауту Харконнена, императорского поединщика.
Глубоко вздохнув, чтобы восстановить дыхание, Пол вскочил на ноги. С ножом руке он стоял над телом и медленно поднимал голову, пока не встретился взглядом с стоящим напротив него императором.
-- Ваше величество, -- сказал Пол, -- вы опять понесли урон. Может быть, откинем теперь притворство и амбиции? Может быть, обсудим, как быть дальше? Ваша дочь выйдет за меня замуж, и это откроет Атридесам путь на трон.
...
Он посмотрел на Ирулэн, потом на императора.
-- Вам лучше поторопиться. Ваше величество.
Император устало взглянул на дочь. Она коснулась его руки и ласково проговорила:
-- Для этого меня и готовили, отец.
Он тяжело вздохнул.
...
Пришло время вспомнить о Чани.
-- А для императорской наложницы?
-- Мне не нужно никаких титулов, -- прошептала Чани. -- И вообще ничего, что я могла бы попросить у тебя.
Пол заглянул в ее глаза...
-- Я клянусь, -- прошептал он, -- что тебе никогда не понадобится титул. Та женщина будет моей женой, а ты -- только наложницей, потому что это политический шаг и потому что мы должны установить мир между Великими домами ландсраата. Мы должны повиноваться внешним обстоятельствам. Но принцесса никогда не получит от меня ничего, кроме имени, -- ни ребенка, ни ласкового слова или прикосновения, ни мгновения желания.
-- Ты говоришь это сейчас, -- сказала Чани и посмотрела на красавицу-принцессу, стоящую на противоположном конце помещения.
-- Неужели ты так плохо знаешь моего сына? -- прошептала Джессика. -- Посмотри на эту принцессу, такую самоуверенную и надменную. Говорят, что у нее есть писательский талант. Будем надеяться, что он станет для нее утешением, всего остального у
нее будет очень мало. -- Джессика горько усмехнулась. -- Подумай об этом, Чани. Эта принцесса получит его имя, но будет жить гораздо хуже, чем наложница, никогда не зная минуты нежности с мужчиной, с которым она связана узами брака.
В этой короткой сцене Пол умудрился оскорбить, как минимум, трёх богов. Перво-наперво, речь о боге войны. "Святой обычай, убей мужчину, трахни женщину". Есть цивилизованные варианты, есть нецивилизованные, но суть не меняется.
"Традиция эта уходит корнями в далёкое прошлое. В древности убар Ара - гласит легеда - пленил дочь обращённого в бегство поверженного врага. Он настиг её среди цветущего луга, мечом сорвал с неё одежду, изнасиловал и заковал в цепи. Приторочив цепь к стремени, взглянул на покрытый цветами луг и сказал, что отныне имя ей - Дина" (вид цветка - Г.Н.).
Вы прослушали отрывок из "Рабыни Гора", за авторством понятно кого, и, будучи фанатом, даже на этот отрывок я могу дать два пространных комментария, но не буду.
Как бы то ни было, победив её отца, Пол Муаддиб имел все основания претендовать на принцессу Ирулэн. Права-то он предъявил, а подтверждать их отказался. Незавершённая победа - ненужная победа, здесь бог войны строг.
Во-вторых, богиня любви тоже может считать себя оскорбленной. Бога войны волнует победитель, богиня предпочитает смотреть на ситуацию с точки зрения пленницы. Да, Любовь занимается выстраиванием связей между людьми, организует интриги и интрижки... ткёт полотно бесконечного любовного романа. Как вы понимаете, отношения Ирулэн-Пол в этом смысле обладали определённым потенциалом. Антисюжетные решения требуют определённого... воздаяния. Не стоит шутить с богиней.
Наконец, Императрица. Сестра Любви, мать Войны. Жена бога власти, его женский аспект. "Для тех культур, которые понимают подобные концепции, Повелительница - глава гарема Императора, его первая жена. Для всех она покровительница брака, семьи и семейных уз" (цитируя один мой старый текст). В мирах, которыми правят светлые боги, полигамия весьма распространённое явление, строгая моногамия - это к ангелам. То есть, Верность (как её ещё называют) покровительствует и таким отношениям, но следит за порядком, за соблюдением "лада и ряда". У мужчины должно быть не больше жён, чем он может содержать и удовлетворить. Всё. Пол взял жену, но демонстративно отказался к ней входить, а с точки зрения богини, это Профанация Священных Основ Брака. Надо понимать, что гнев этой богини - это гнев всех её детей.
Какие же именно бонусы Пол получил бы в моём мире? От бога войны - неудачи в войнах, безусловно. Кому не нравится побеждать, тот не будет побеждать, кто не хочет платить пленницами, будет платить своими солдатами. Богиня любви способна перейти в режим "любовь зла", это где "полюбишь и козла". В порядке шутки можно предположить, что в отношениях Чани и Ирулэн Пол окажется сильно лишним; да ведь и богине не чуждо чувство юмора. Ну а Насылающая Гнев способна на раз-два развалить любую внутреннию политику, навязав смертным последовательность ошибочных действий. Пусть правитель карает верных и возвышает предателей; нет порядка в семье, и порядка в стране не будет.
Теперь, зная богов, можно предположить, что кары эти будут растянуты во времени и падут, допустим, на наследника (забудем про "Дюну"). Представим себе этого парня. Сам он богов не злил, но именно при нём границы вскипят кровавой пеной, женщины, которых он полюбит, будут делать ему зло ради другой любви, а все его решения будут приводить только к ухудшению ситуации. Боги!
-------------------------------
Да. Это был один из вариантов начала. Он передавал ощущения эмоционального толка, объяснял, о чём речь на этом уровне. Пытался передать характер. "Боги ничего не имеют против работорговли и заведений быстрого питания, пока в них можно найти определённую красоту; эстетика - вежливость вещей. Покуда всё гладко, мы не услышим ни "да", ни "нет". Делайте что хотите, но делайте это изящно и по правилам".
Но это не объясняло ничего.
Итак, перво-наперво нужно определить, о чём речь. И вот тут я с размаху впечатался в бетонный столб. До перехода к богам вообще и богам конкретным, нужно описать декорации. Видимо, о них и пойдёт речь в следующий раз.
[Продолжение следует]